May 11, 2008 01:00
Это был ПРАЗДНИК. Сразу почувствовалось, когда увидела на антеннах некоторых машин георгиевские жёлто-чёрные ленточки. Для соответствующего подкрепления праздничной атмосферы изваяла утку, фаршированную яблоками, и пересмотрела в миллиардный раз Белое Солнце Пустыни. Возможно, не только для тех, кому сейчас 15-17, но и для моих ровесников - этот день значит уже совсем мало. Но для меня так не будет никогда. В известной мере, военные воспоминания деда, бабушки и бабушкиной сестры - не тусклее моих собственных. Моим воспитанием в детстве занимались именно они, а сказки я никогда не любила. Поэтому они и рассказывали - свою жизнь. И я почти вижу своими глазами бабушку, форсирующую разлившийся Сейфун в бобике Рычагова, везущую с собой 200 яиц и ёлочные игрушки - я видела, как она плакала, когда один из этих фиолетовых шариков разбился. Ведь они были единственной вещественной памятью, которая осталась от другой её сестры, войны не пережившей. Я даже почти могу представить её курящей - работа медсестры в лазарете требовала такой разрядки, в норме ей совершенно не свойственной.
И я действительно почти вижу, как серой рекой текут крысы к Неве, и даже трамвай останавливается, чтобы их пропустить. Похоже, это было ЗРЕЛИЩЕ. По крайней мере, именно этот эпизод бабушкина сестра вспоминала чаще всего - а не хлеб с опилками, холодец из столярного клея или бомбёжки. Как она фанатела от Мэри Пикфорд! И всю блокаду проработала билетёршей в "Художественном". Кино люди смотрят всегда :).
Но больше всего во мне дедовых воспоминаний, ведь он проводил со мной гораздо больше времени, чем другие, и никогда не считал, что я могу чего-то не понять. Пожалуй, были только две вещи, говоря о которых он плевался и /насколько я теперь понимаю/ еле удерживался от мата - зимняя кампания и женская эскадрилья.
Эх, единственное, чего я им "никогда не прощу :-)", так это того, что не взяли с собой на память японский офицерский палаш и корпус от бактериологической бомбы - которые использовались, соответственно, для шинкования капусты и хранения квашеной капусты. И не прощу себе растяпе, что посеяла зажигалку, сделанную из гильзы снаряда, на которой было написано "Урал, 1943 год". Я даже не знаю, кто её деду подарил, но мне так нравилось ей играть.
to remember