Братская могила в с. Ивановка
Лет уж восемь назад, кто-то из далеких Интернет, как теперь говорят, френдов как-то мне посетовал, мол что за город такой - Воронеж, вроде крупный центр, не глушь какая, и в историческом плане не последний, а почитать в интернетах про него совершенно нечего. А так как жизненное наше кредо выражается просто: «Нету? Сделай!», то в результате, при всяческой поддержке моей любимой жены, появился сайт
Воронеж. Страницы истории. Но речь сегодня не про подзаброшенные «страницы». Где-то в те же времена появился проект Минобороны РФ
Обобщенный банк данных «Мемориал», который породил интерес (или просто так совпали настроения в обществе) к поиску информации о воевавших предках.
И стали ко мне через сайт обращаться люди с различными просьбами на тему установления судеб погибших и пропаших без вести. Кому-то нужна была помощь в определении места захоронения, кому-то интересно установить обстоятельства и место гибели, описанное в документах в виде «западная опушка рощи Утюг». К тому времени у меня уже накопилась приличная библиотека, обзавелся военными крупномасштабными картами тех лет, поэтому вполне по силам было помочь. Многим было достаточно фотографии братской могилы и мемориальной таблички - и я объездил и отфотографировал практически все воинские захоронения в окрестностях города. Надо бы завершить это дело и оформить в приглядном виде.
А недавно обратилась внучка лётчика Янсона Владимира Фомича, с просьбой помочь в определении места захоронения деда.
Курсант Янсон Владимир Фомич
5 июля 1942 года самолет под управлением Янсона потерпел крушение в районе села Гремячье. По словам очевидца, в самолет ударил грозовой разряд и он упал на окраине Ивановки. Местный житель Новиков Павел Федорович похоронил тела трех погибших членов экипажа: командира экипажа - старшего лейтенанта Янсона Владимира Фомича, стрелка-радиста младшего сержанта Константинова Бориса Антоновича и ,видимо, штурмана Ильясова. Документы летчиков Павел Федорович сохранил в период оккупации, а после войны писал письма в ЦАМО и пытался вести поиск родственников. Единственный информативный документ о судьбе экипажа в ОБД, как видно, составлен именно со слов Новикова. Каких либо сведений об Ильясове в ОБД найти не удалось, а о Янсоне есть только документ с формулировкой «не вернулся с боевого задания»
По всей видимости, найти удалось только супругу Янсона, которой Павел Федорович и написал письмо с указанием местонахождения братской могилы, в которую был перезахоронен экипаж найденного им самолёта, и приглашением к посещению могилы родственниками, где бы он «дословно всё рассказал и провёл на то место».
Торжественная церемония перезахоронения найденных в районе Ивановки останков. 8 мая 1965 года
С поездкой в те времена, видимо, не сложилось, а теперь оказались сложности с определением местанахождения могилы. В ОБД, а скорее всего и в военкомате, она не числится. По существующим фотографиям 60-х годов привязаться проблематично, а значит нужно искать и проверять на месте.
Пионерская дружина им. Чкалова на перезахоронении останков. 8 мая 1965 года
Помогли вездесущие геокешеры, в описании одного из тайников мелькнула фотография похожей пирамидки. Не откладывая в дальний ящик, мы с
s16_n425, которые в Ивановке, считай, местные, выехали на поиски.
Янсон с сослуживцами
Немного поблудив в районе бывшей школы, к слову архитектурного памятника федерального значения, в котором ныне разводят скотину, с помощью нынешнего хозяина-фермера, отыскали в зарослях металлическую пирамидку, венчающую братскую могилу.
Хорошо сохранившаяся табличка не оставила сомнений, та самая братская могила. Здесь захоронен экипаж Янсона. К сожалению, не смог найти на каком самолете они всё же летели. На табличке написано «СБ», но 45 БАП к тому времени, вроде бы, летал на ленд-лизовских «Бостонах»
Несмотря на окружающие заросли, за могилой, видимо, ухаживает местная администрация. Как минимум вырубают к праздникам окружающую поросль. Так что родственникам есть куда приехать, поклониться.