Как я ульи делал и зачем они такие странные

Jun 11, 2014 02:17





Решив заняться пчёлами, первое, с чем нужно было определиться, это тип улья. Современные пчеловоды, за исключением всякой экзотики типа исторично-органичных колод, используют разборные рамочные ульи. Которые, в свою очередь, можно поделить на два типа - корпусные и лежаки.



Начинается всё, конечно же, с чертежа. Рисую я в замечательной программе SketchUp.


Корпусные выглядят как квадратные в основании ящики со съемными дном и крышей. Изменение внутреннего объема улья производят путем наставления корпусов друг на друга. Т.е. по мере роста пчелиной семьи, пчеловод увеличивает гнездо, составляя из корпусов башенку. А в зиму, когда численность пчел в семье намного сокращается, лишние корпуса убираются и пчёлы зимуют в уменьшенном гнезде.

Потом закупаем материал, согласно смете, и начинаем пилить заготовки. В деле сразу три улья, поэтому детали кроим скопом.


Такие системы хороши для промышленного производства мёда. Ульи удобно перевозить при кочевке к местам цветения медоносов, при зимовке в омшанниках они занимают мало места. И самое главное, переставляя корпуса по определенным правилам, можно заставлять пчёл заготавливать всё больше и больше мёда.

При помощи ручного фрезера выбираем четверти на нужных заготоках.


Но работа с корпусными ульями сопровождена с постоянным поднятием тяжестей. Корпуса и магазины нужно постоянно снимать, наставлять новые. А весят они прилично даже пустые, не говоря уже о наполненных рамками полных мёда. Да и времени на всё это нужно предостаточно.

Раскроив дрова, начинаем сборку. Конструкция задумана как каркасная, с утеплением пенопластом.


Я же сразу положил глаз на лежаки. В отличии от корпусных ульев, здесь используется один постоянный одноэтажный корпус, прямоугольный в основании. Внутри вставляют перегородочку, которой отделяют занятое, в данный момент, пчёлами пространство от свободного объема. По мере роста семьи, перегородочку отодвигают, а в гнездо добавляют новые рамки. Таким образом, в отличии от корпусных ульев, в лежаках увеличение объема идет не вверх, а в сторону.

При сборке используем шаблоны и предварительное засверливание.


В подготовленные отверстия вкручиваем шурупы


Суеты с такими ульями поменьше. Открыл крышку, рамочек добавил новых или излишки с мёдом изъял. А главное тяжёлые корпуса таскать не надо. Спина-то уже никудышная, не смотря на юный возраст.

Постепенно каркас приобретает законченный вид. Изнутри улей обшивается фанерой.


Выбранная в брусе четверть с подшитой фанерой образуют «полочку»,на которую будут опираться плечики рамок.


Недостатки лежаков, как водится, продолжение достоинств. Сам улей тяжелый и громоздкий. Кочевать с ним по полям проблематично. Размеры корпуса не зависят от размеров семьи и на зимовку в омшанник придётся затаскивать всю эту махину целиком, занимая место без пользы.

В продольном брусе вместе с подшитой фанерой фрезеруем леток почти во всю длину улья.


Но я-то не собираюсь заниматься промышленной заготовкой мёда. Кочевать с пасекой не думаю, да и возможности такой не имею. Времени на активную работу с пчёлами нет, это так, баловство для развлечения и отвлечения от нервности будничного бытия. А зимовать можно и без омшанника. Поэтому и определился, что лежак для меня будет наилучшем выбором.

Каркас почти готов. Подгоняя по размерам, собираем рамку крышки.


А тут, в процессе изучения приемов пчеловодства, попалась мне книга Федора Лазутина «Пчёлы в радость». Да, Лазутин - активный «естественник», экопоселенец. А я ко всякого рода сектантам как-то не очень, но его рассуждения о «разумном» подходе к пчеловодству оказались созвучными моим взглядам и настрою.

В качестве полика подшиваем шпунтованную доску двадцатку. Стык между полом и стенами проклеиваем уплотнительной самоклеющейся лентой. Для более плотной посадки, поджимаем доски струбцинами.


К слову, «разумные» методы хозяйствования - это сейчас такое поветрие среди ленивых горожан, вдруг решившими заняться не свойственным им сельским хозяйством на пресловутых шести сотках. В любом книжном можно найти массу книг с описанием «разумных» методов садоводства или огородничества, причём продвигаются они так активно, что у меня закралось подозрение, что само принципообразующее слово «разумный» есть калька с английского «smart», а вся эта методология есть продукт западных маркетологов, наконец докатившийся и до нас, как неохваченного рынка сбыта. Впрочем, это только мои предположения, да и не суть важно.

С помощью монтажной пены вклеиваем листы пенопласта в образованные каркасом проемы.


Основные принципы «разумности» можно сформулировать как работа в радость, без перенапряга и какой-то гонки за урожай или битвы за другие достижения. Ну и всё это обернуто в экологичность, невмешательство в дела природы, органическое земледелие и т.п. Ну то есть всё как мы любим: кое как посадить, потом забить, а осенью выковырять из зарослей сорняка то немногое недаразумение - ну и пусть, какое никакое, но своё, «organic» - а не неизвестно что с прилавка очередного мегамолла. В общем, всё разумно, заманчиво и интересно, особенно если перед вами не стоит проблема выживания и пропитания с ваших соток.

Пена выдавливает пенопласт из рамок, используем подручные средства в качестве гнета.


Так вот, автор «Пчёл в радость» и пишет: промышленные методы пчеловодства основаны на нещадной эксплуатации инстинктов пчелиной семьи и связаны с постоянным разрушением сформированного гнезда и изъятием накопленных запасов. Переставляя корпуса или отдельные рамки с места на место, постоянно отбирая накопленный мёд и добавляя пустые рамки, пчеловод вынуждает пчёл отстраивать гнездо заново, «оттягивать» свежие соты и выполнять главную задачу пасечника-профессионала - таскать всё больше и больше мёда.

Тем временем, подвезем еще материалов. Как бы точно не рассчитывал смету, а всё равно чего-нибудь не хватит.


Пчёлы же при таком отношении, находятся в постоянном стрессе, отчего постоянно болеют всякими варратозами и гнильцами, которые с свою очередь, приходится лечить опять же пчеловоду, затрачивая на это массу сил и времени.

После высыхания пены и обрезки её излишков боковушки готовы к внешней обшивке.


И самая головная боль пасечника - роение. В норме, пчелиные семьи размножаются роями. Т.е. когда семья заполняет сотами весь доступный объем улья (дупла) и заполнив все соты запасами, пчелы принимают решение об разделении семьи.

Оборачиваем стенки паропроницаемой ветрозащитной гидроизоляцией и обшиваем всё той же шпунтованной доской.


Ну вот, почти всё готово. Обшивка образует фальц с каркасным брусом, на который будет плотно садиться крыша.


Отложив личинки рабочих пчел и заложив маточники, большая часть пчёл набирает в зобики побольше мёда на дорожку, организуется в рой и вместе с маткой вылетает из своего жилища в поисках нового места жительства. А в старом гнезде, через некоторое время, из куколки выйдет новая матка и новая семья начнёт свою жизнь.

Настало время выбираться из подземелья. Грузим полуфабрикаты в прицеп и везем на будущую пасеку. Ульи получаются громоздкие, в один рейс не укладываемся.


Проживая же в некомфортных условиях промышленного пчеловодства, постоянно обеспокоенная изъятием меда и разрушением отстроенного гнезда, пчелосемья так и норовит сорваться в эммиграцию не дожидаясь исчерпания резервов роста в текущем жилище.

Устанавливаем ульи на место и прикручиваем крышки на петлях.


Без помощников - никуда.


Создают небольшой задел под новую семью и валят в поисках лучшей доли, не задерживаясь, как поросята на тракторе. Бывает, семья роится по нескольку раз за сезон, вплоть до полного изведения и опустошения улья.

Затем приступаем к малярным работам. Дно хорошенько промазываем натуральной олифой.


А стены красим масляной или, лучше того, акриловой краской. Кстати, цвет улья имеет значение. Пчёлы плохо различают цвета кроме белого, синего и жёлтого. Поэтому это предпочтительные цвета для окраски ульев - так пчёлам будет легче искать дорогу домой.


Вот так и получается, что бы получить побольше мёду на продажу, пчеловод сначала ворошит гнездо, тяжести таскает. А потом лечит пчёл и организует противороевые мероприятия, по методам которых исписаны тома книг. Вобщем труд, труд и труд. Что понятно и неизбежно, если вы хотите заниматься чем-то профессионально.

Пока подсыхает очередой слой краски, займемся крышей. Подготовим стропильную систему.


И сделаем обрешотку.


А если перед вами не стоит задача каких-то достижений на ниве пчеловодства, если хочется завести на приусадебном участке несколько пчелосемей, уделять немножко свободного времени уходу за ними и получать немножко мёда для себя и близких без особых трудозатрат - заведите себе стационарную пасеку с просторными лежаками и постарайтесь как можно меньше лезть к пчёлам. Даже мёд, автор советует, откачивать не летом, а осенью, что бы семью не волновать лишний раз. А что бы не строить омшанник и не таскать туда-сюда тяжеленные ульи на своём пупе, сделайте улики толстостенными, зимними, с большим подрамочным пространством, утепляемым на зиму и теплой крышей. Что бы пчёлки без хлопот зимовали прямо на улице, на своем месте.

По обрешетке настелем рубероид в два слоя


Фиксирую я его просто и без затей - мебельным степлером. Фронтоны закроем ДВП.


И еще, отмечает Лазутин, конструкции современных ульев придуманы в Европе и для более мягкого климата чем у нас. Высота дадановской рамки в 300 мм, самой высокой из принятых у нас стандартных, не обеспечивает достаточного запаса корма в нашу продолжительную зиму. Пчелы с осени собираются в клуб и обсиживают рамки в нижней части. И всю зимовку весь клуб ползет по рамкам вверх, по нескольку миллиметров в сутки, поглащая запасы.

Водружаем крышу на место, прибиваем уголки, докрашиваем.


И, собственно, всё.


И вот этих 300 мм не хватает на нашу длинную зиму и пчеловодам ранней весной приходится подкладывать в ульи сахарную прикормку, что бы семьи дотянули до первоцветов без особых потерь. Вот и рекомендует автор отойти от устоявшихся стандартов и использовать ульи под «высокую» рамку 435мм*450мм, соответствующую полуторному по высоте размеру стандартной дадановской. Что бы не было нужды в дополнительной подкормке.

Осталось нарисовать номера


Таким образом, воодушевившись прочитанным, решил последовать рекомендациям Федора Лазутина и остановиться на утепленном улье-лежаке под «высокую» рамку. В продаже у нас таких нет, все только стандартизированные системы Рута или Дадана. Наверное, можно заказать у какого-нибудь столяра, но мы и сами с усами. Да и интересней же так, самому-то.

И для полной готовности к заселению, нужно еще наделать рамок.


Сколотить из заготовок деревянные рамки, а потом натянуть внутри проволку. Для лучшего натяжения, поджимаем боковушки рамки струбциной.


Можно как на гуслях играть. Но это еще не всё. Рамки нужно навощить - прикрепить к проволке листы воска с отпечатанными донышками сот. Таким образом, пчеловоды облегчают пчелиный труд и задают нужный вектор строительства. А то, дай им волю, они могут поналепить такого, вдоль «линий геомагнитной напряженности».


Вот так, взявши за основу чертежи и фотографии из книги «Пчёлы в радость» я взялся за постройку пчелиных домиков. Как всё это происходило можно проследить по сопутствующим фото и комментариям.

Самый простой и технологичный способ наващивания - зарядка для автомобильных аккумуляторов.


Процесс документировал чем попало, то мыльницей, то телефоном. Так что за качество не обессудьте.

Кратковременное касание контактов и проволка аккуратно вплавляется в лист вощины.


Результаты все уже видели. И пчёлки уже обжили, вроде довольные - мёд таскают себе на пропитание, и умножаются в количестве. А в остальном «разумные» теории еще предстоит проверить на практике :)

Рамки готовы. Можно звозить пчёл.


Кстати, если вдруг кого заинтересует: сметой, чертежами и прочими технологиями поделюсь без проблем.

бджоли, сделай сам, приусадебное, столярный цех, фотографирую

Previous post Next post
Up