В неполные восемнадцать лет

Feb 18, 2013 07:56





Ю . ЧЕРНЫШЕВ

Фотография: у Бранденбургских ворот, возле поверженного рейхстага, стоит офицер - слегка растерянный, со смущенной улыбкой на лице. Он не привык сниматься, хотя прошел со своим верным «ФЭДом» от Сталинграда до Берлина, до самой Победы. Офицер с камерой на груди - военный фотокорреспондент Юрий Чернышев. Эта фотография потом будет висеть на почетном месте в редакции журнала «Советский Союз», где Юрию Андреевичу Чернышеву довелось работать в послевоенные десятилетия.

...Юра попросился на фронт, когда ему еще не исполнилось и восемнадцати лет. С фотоаппаратом «ФЭД» пришел он в военкомат, уже имея некоторый опыт работы в печати. Его направили в газету 62-й армии, которая тогда формировалась в Вологде. С этой героической гвардейской армией, которой командовал Василий Иванович Чуйков, он дошел до Берлина.

«Сталинград - Берлин. 1942-1945 гг.» - так назвал Юрий Чернышев свою выставку, проходившую в редакции.



Свои снимки он сгруппировал по разделам. Один из них называется «Зееловские высоты» - они недалеко от Берлина. «Высоты» - как предвестник победного конца войны. Здесь на КП были запечатлены Г. К. Жуков, В. И. Чуйков, генералы, офицеры.



Другой раздел экспозиции составили снимки, сделанные в разрушенном врагом, но выстоявшем Сталинграде. В те дни набатно звучали слова, волновавшие каждого солдата, каждого гражданина Отечества: «Волгу не отдадим, здесь рубеж. Тут враг должен быть остановлен. За Волгой для нас земли нет!» На одной из фотографий - зима, Сталинград в руинах. А рядом другая: искромсанный, сожженный фашистский бронетранспортер со свастикой, неподалеку от него - крупным планом - полузаметенный степным снегом «завоеватель»...



Армия Чуйкова двигалась на запад, уходя все дальше и дальше от Волги. И шла вместе с ней на «тарах-тушках» - полуторках, на «эмках», на трофейных «опелях» и вездеходах армейская редакция. Юра рос, мужал, воевал, ни на минуту не расставался со своим «ФЭДом» - свидетелем и другом юности, мирных дней, таких неимоверно далеких...



Раздел «Освобождение». Польша. На переднем плане улыбчивая польская девочка со снопом пшеницы. Уже свободна польская земля, избавлена от врага, не топчут ее больше тяжелые чужие сапоги. Пшеничные поля снова принадлежат полякам. Советские воины помогают им убирать хлеб - хлеб освобождения.



Проходят перед глазами кадры. Лагерь смерти Майданек - страшные свидетельства злодеяний фашистов. Камера обвиняет... «Давай закурим!» - вокруг боевой машины, «тридцатьчетверки», молодые танкисты, веселые, смеющиеся, они позируют фотокорреспонденту, своему ровеснику. Другой снимок - прямо на броне танка прикорнул молодой, но, видать, уже бывалый воин, внизу «налегают» на кашу его товарищи. Надо и поспать, и подкрепиться - скоро снова в бой.



Еще не дошли до Одера, не достигли тех самых Зееловских высот, не взяли в кольцо вражье логово, но скоро уже наступит полное освобождение.



А «ФЭД» делает свое дело: прибыло пополнение - молодежь расположилась на отдых, но с оружием не расстается. Не все из них вернутся домой, но все верят в скорую нашу Победу.

...У поверженных Бранденбургских ворот офицер - Юрий Андреевич Чернышев. На груди - орден Красной Звезды, медаль; весь на виду, только шрамы от боевых ранений под кителем.

Он еще не знает, что его фронтовые снимки войдут во многие журналы и книги и у нас в стране, и за рубежом.

...Отзвучали залпы Победы. Ушел в запас старший лейтенант Чернышев. Началась работа мирная. Снимать приходилось все, что требовалось его журналу, а требовалось все, чем живет советский народ: труд, учеба, отдых,- ведь журнал «Советский Союз» рассказывает всему миру о советском образе жизни. И к тысячам военных кадров прибавились тысячи новых, мирных...

Человек, беспредельно влюбленный в свою профессию, Юрий Чернышев сегодня признанный мастер фоторепортажа. Об этом свидетельствуют многие награды, завоеванные им на всесоюзных и зарубежных выставках.



А фотокамера, с которой он прошел всю Великую Отечественную войну, теперь хранится в Волгограде, в Музее обороны волжской твердыни...

Виталий Золотухин. Советское фото №2, 1985

СФ, ВОВ, фотокоры, фотографическое

Previous post Next post
Up