Она снимала войну...

Feb 04, 2013 09:12





Галина Санько. ПУШКИНО.ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ ПОСЛЕ УХОДА ФАШИСТОВ. 1944 г.

Галина Захаровна Санько, какой я ее знал, - грузно­ватой, уже в возрасте жен­щиной, мало чем напоми­нала репортера, которого воображение рисует чело­веком энергичным, чуть жестковатым, стремитель­ным. Мягкая, по-домаш не­му неторопливая, она, ка­залось, не очень, вписыва­лась в редакционный ритм. Задерганный суматохой, слушаешь вполуха затёянный ею разговор, а мыс­ленно сам уже далеко...

Любителям фотографии, знавшим Санько, помнится ее знаменитая работа «Бу­дущие капитаны» - маль­чишки, мечтательно смот­рящие сквозь падающий снег на стоящие у причала суда. Эта фотография обошла, пожалуй, весь свет - побывала на множ е­стве выставок, неоднократ­но воспроизводилась в пе­чати и, возможно, кому-нибудь заслонила все остальное, сделанное ав­тором, всю неординарную репортерскую судьбу.

...Известие об освобожде­нии Петрозаводска застало Санько в кабинете редакто­ра «Фронтовой иллюстра­ции».
- Самолет уже ждет. На месте не задерживайтесь. Выполните съемку - об­ратно.И вот уже под крыльями связного - У-2 - синеют леса Вологодщины, их сме­няют стекляшки озер, разбросанные вместе с пе­релесками, горушками, по­крытыми валунами, по та­ким же рябым от камня, налитым влагой полям...

Вдруг мотор пару раз чих­нул и остановился. Стало тихо. Помчалась навстречу земля. Треск... и тишина. Жива? Похоже, жива. Фотоаппарат цел? Во всяком
случае на месте. А вот с самолетом дело хуже: светлое брюхо его задрано кверху, торчат обломки шасси, свешиваются пере­битые концы крыльев...

...До ближайшей части ока­залось не так уж и далеко. Начальник штаба проверил документы, оглядел не­уклюжую и гуру в комбинезоне и громадных сапо­гах, но самолет все-таки дал.



Теперь он уже благо­получно доставит коррес­пондента до Петрозавод­ска.. И немало будет снято кадров в освобожденном городе. Один из них, о ко­тором речь пойдет ниже, - «Дети в концлагере» - спустя годы будет отмечен золотой медалью на международной выставке. Но это потом, а пока идет война...

«Вот маленький эпизод из боевых действий на латвий­ской земле. Во время фор­сирования реки Айвиексте т. Санько фотографировала одну из героинь Латышской дивизии санитарку Лиесму Мелюнас, которая первой переплыла реку, увлекая за собой бойцов. Против­ник открыл огонь по ли­нии нашей обороны . Тов. Санько была ранена в голову и уже из госпиталя отправила фотопленку в ре­дакцию, и этот снимок ук­расил обложку журнала «фронтовая иллюстрация», а о подвиге латышской са­нитарки узнала вся страна. Читатели только не знали, какой ценой достался этот снимок. Вскоре Санько увидели на нашем фронте, голова ее еще была забинтована», - свидетельствова­ли начальник штаба и на­чальник политуправления Брянского и 2-го Прибал­тийского фронтов.

САНИТАРКА ЛИЕСМА МЕЛЮНАС. ЛАТВИЯ. 1944 г.


...В ту деревню она попа­ла с первыми группами наших солдат. Горе смот­рело с пепелищ, горе посе­лилось в уцелевших избах. Те, кто не успел уйти, были расстреляны фашистами в последний момент. «Ушли фашисты» называет Сань­ко эту фотографию....«Мама! Мы каждый день с папой ходим в 10 часов сюда и ждем тебя. Сла­ва». - Надпись на чудом уцелевшей печке. «Страни­ца войны». Одна из бес­численных ее страниц...

Женщина рыдает у разва­лин хаты. Она не видит ничего вокруг, ослепшая от горя. Кот, прижавшийся к ее босым ногам, стреканул, заметив чужую... Нельзя было этого не снимать, теперь это особенно ясно. Ох, как тяжелы тогда были руки. И все-таки - сняла.

У РАЗОРЕННОГО ОЧАГА. ПОДМОСКОВЬЕ. 1941 г.


Женское сердце особенно чувствительно к горю , люд­ским страданиям. И, на­верное, потому военные снимки репортера Галины Санько так трогают душу, заставляют увидеть особо остро то личное горе, ко­торое каждому несет вой­на. Но было бы неверным говорить, что фронтовые работы Галины Захаровны посвящены только этой теме, несут только эту ин­формацию. Нет, как и любой репортер, она обяза­на была давать оперативные снимки с самых горячих направлений, из мест, где завершались или назре­вали крупные события.

Жизнь фронтового коррес­пондента наглядно показа­на в книге Леонида Перво­майского «Дикий мед» (и в поставленном по этой по­вести фильме). Немногие, вероятно, знают, что про­тотипом фронтового фото­корреспондента Варвары Княжич послужила судьба и жизнь Галины Санько. Много дорог военных оста­валось за спиной, множе­ство встреч, оставшихся па­мятными на всю жизнь.

НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ, 1941 г.


- Сражение на Курской дуге завершилось побе­дой,- вспоминала Сань­ко. - Освободили Орел и Белгород. Испытанным корреспондентским спосо­бом - «голосованием» - я добиралась до штаба Воронежского фронта - из кузова одного грузовика в другой... Наконец осталась одна в поле - ни людей, ни машин, ни жилья. Вскоре на шоссе показался «виллис», кото­рый добросил меня до Белгорода. Но как теперь добраться до Москвы? На полуторке мчусь в сторону столицы. Навстречу дви­жутся войска. Притормо­зили у развилки. Куда ехать - сами не знаем. На мое счастье навстречу идут пять «виллисов». О коло нас они остановились. Я выско­чила из грузовика и броси­лась к легковым маши­нам. В них генералы. У од­ного вижу три звезды - больше, чем у других. Предъявляю документы, волнуюсь. Говорю , что мной сняты фотокадры об ос­вобож дении Белгорода и нужно срочно доставить их в Москву. Помогите!
- Так что же вы хотите? - спросил генерал.
- Мне нужен самолет до Москвы.
- А почему вы ко мне обращаетесь?
- Простите, я не знаю, кто вы, но ваши «звездоч­ки» говорят мне о мно­гом...

И чтобы моя просьба зву­чала убедительнее, я ска­зала:
- Вы знаете, бои идут уже в Харькове. А мне нужно слетать в редакцию и ус­петь обратно...
Генералы заулыбались:
- Неужели в Харькове? А мы-то и не знали... Да­вайте бумагу!
Быстро подаю блокнот, и генерал пишет: «Тов. За­харов! Прошу выделить тов, Санько самолет для полета в Москву».
- И обратно, - попроси­ла я.
«...и обратно. Конев». Прочитав фамилию, я так и ахнула. Столько я слыша­ла о нем, знала, что он командует фронтом, а вот в лицо увидела впервые...

НАШИ ПРИШЛИ! БЕЛГОРОД. 1943 г,


...Под крыльями У-2 лежал черный, разрушенный го­род. В самом центре Пет­розаводска, на площади Ленина, летчик облюбовал площадку.
- Зная, что город осво­божден морским десан­том, пошла к озеру. По дороге девушки-комсомолки рассказали мне о лагере, в котором были заключены маленькие дети. Я направи­лась туда и вскоре увидела за колю чей проволокой ба­раки. Испуганные лица. Они с недоверием смотрели на меня недетскими глазами. Я пыталась с ними загово­рить, но они упорно не отвечали. Сделав несколь­ко фотографий, я прошла в ворота. И вдруг какая-то девочка сказала мне «тетя!» Ребята плакали, по­вторяли сквозь слезы - «мама,..» Дети были не только из Карелии, но и из Ленинградской области. Сразу отправить их не мог­ли, так как город был ос­вобожден только со сто­роны озера, а кругом еще были фашисты...

ЛЕНИНГРАДСКИЕ ПАРТИЗАНЫ. 1944 г,


Прошло около двадцати лет. Санько сумела разыс­кать некоторых из тех де­тей и продолжить рассказ об их судьбе. Так получи­лось, что последняя коман­дировка Галины Захаровны оказалась именно в Петро­заводск. Это была прият­ная поездка - там она узнала, что ее избрали почетным гражданином города, и очень этим гордилась.

НА УЛИЦАХ ГАТЧИНЫ, 1944 г


Вот уже несколько лет, как нет с нами Галины Захаров­ны. Но снимки ее по-преж­нему не только будят вос­поминания о прошедших днях, но и вызывают в па­мяти образ доброй, совсем не репортерского вида женщины , и тем не менее одного из замечательных и своеобразных летопис­цев войны.

Лев Шерстенников. Советское фото №3, 1985

СФ, фотокоры, фотографическое

Previous post Next post
Up