ОСАГО: ремонт по требованию потерпевшего

Jul 11, 2014 09:50

Еще важное новшество.
Вступает в силу с 1 сентября и действует для всех, вне зависимости от даты оформления полиса.

Итак.

Если изначально Закон "Об ОСАГО" подразумевал лишь только выплату деньгами, то несколько лет назад Закон дал право (но не обязанность) страховщику организовывать ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего.

Теперь вроде как страховщик обязан организовать ремонт, если того потребует потерпевший.
Но дьявол таки снова кроется в деталях.


15. Возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться:
  • путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре);
  • путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).

В том случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания, выбор способа возмещения вреда осуществляет потерпевший.

Очевидно, что если нет у страховщика договора с СТОА, то и нет варианта организации ремонта вместо выплаты по ОСАГО. Так что ответ сотрудника отдела выплат "извините, но у нас нет договоров с СТОА, а потому ремонт организовывать мы вам не обязаны" - будет вполне правомочным.
Ум пытливый, ум гибкий конечно же спросит - "ну ведь враки же! как же они по Каско тогда ремонтируют автомобили?". Хороший вопрос. Отвечаю. Во-первых, это еще надо доказать, а заполучить какие-либо доказательства на эту тему у потерпевшего не будет практически никакой возможности. Это раз. Если же страховщик озадачится тем, чтобы вообще все было шито-крыто, чтобы никакой комар тут никакого себе носа не подточил, то он перепишет договора с СТОА. А именно - сделает "прокладку". Был договор СК-СТОА, будут два договора СК-прокладка, прокладка-СТОА, где прокладка будет агентом по организации ремонта. Всё, вопрос закрыт, договора у СК со СТОА - нет.

Далее.
Мне кажется, я объяснил, как это не будет работать.
Теперь - почему это не будет работать. Потому что ответственность за ненадлежащий ремонт, за качество ремонта ложится на страховщика.

17. В случае исполнения обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства в порядке, установленном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи, потерпевший в заявлении о страховой выплате или прямом возмещении убытков указывает на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре, а также выражает согласие на возможное увеличение сроков восстановительного ремонта транспортного средства в связи с объективными обстоятельствами, в том числе технологией ремонта и наличием комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов).

В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня получения заявления о страховой выплате, содержащего указание о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, в натуре, страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт, в котором указывается станция технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего.

Потерпевший вправе выбрать станцию технического обслуживания из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры. Перечень станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, размещается страховщиком на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и поддерживается в актуальном состоянии.

Порядок урегулирования вопросов, связанных с выявленными скрытыми повреждениями транспортного средства, вызванными страховым случаем, определяется станцией технического обслуживания по согласованию со страховщиком и с потерпевшим и указывается станцией технического обслуживания при приеме транспортного средства потерпевшего в направлении на ремонт или в ином документе, выдаваемом потерпевшему.

Порядок урегулирования вопросов оплаты ремонта, не связанного со страховым случаем, определяется станцией технического обслуживания по согласованию с потерпевшим и указывается станцией технического обслуживания в документе, выдаваемом потерпевшему при приеме транспортного средства на ремонт.

В направлении на ремонт страховщиком указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего, принятые им на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства.

Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт.

Положения настоящего Федерального закона, касающиеся осуществления страховой выплаты, применяются к исполнению обязательства страховщика осуществить возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, в порядке, установленном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и не вытекает из существа таких отношений.

То есть страховщик будет одновременно:
  • Заинтересован в снижении затрат на ремонт, т.е. в сотрудничестве с СТОА с низкими ценами
  • Нести ответственность за работу СТОА с этими самыми низкими ценами.
На мой взгляд, это квадратура круга какая-то получается.
Что выберет страховщик - исполнение закона или лишнюю головную боль? Ответ вроде очевиден. Но тут еще одно "но" появляется.

Почему это будет работать.
Потому что воруют. В страховании воруют с чувством, с толком, с размахом.
И страхование - это как раз тот бизнес, где Жванецкого с его нетленным "Хватит воровать с убытков, давайте воровать с прибылей!" никто и слушать не станет.
Могу лишь пару примеров привести-напомнить, как воруют в страховании:Отправить на СТОА 80 тысяч вместо разумных 40 или возможных 25 - это ж святое дело. И примеров таких - не счесть. Это давно уже не инициатива отдельно хитрых сотрудников отделов выплат, это - система.
И система эта при ремонтах по ОСАГО, когда плати сколько хочешь (лимит же у нас до 400.000 рублей повышен будет), думаю, что будет в некоторых компаниях расцветать бурным цветом.

В некоторых ли?
Я не знаю. Я давно уже отказался искать в страховом бизнесе логичность и разумность. Воровство от самых верхов до агентов, воровство, возведённое в степень... А на выходе - "ой, а у нас бизнес такой убыточный-убыточный, а давайте тарифы поднимем."
Так что наверное ремонт по ОСАГО будет работать. Не берусь уверенно прогнозировать, в каких именно конторах. Думаю, каждый сам догадается, о каком монстре прежде всего речь пойдет :))

Резюмирую, пожалуй, так:
С 1 сентября у страховых компании возникнет дилемма:
  • Или не организовывать ремонты по ОСАГО и не нести за их качество ответственности. Как я в самом начале отметил, лазейка в Законе для этого оставлена;
  • Или организовывать ремонты, не смотря на столь нежелательную лишнюю ответственность. Логичных и находящихся в рамках правового поля резонов такой инициативы, такого соблюдения закона, где его можно и обойти - я не вижу.
Пользоваться ли потерпевшему такой опцией, как ремонт по ОСАГО по направлению СК?
Я бы не советовал. И не советую я вовсе не потому, что у меня такая же есть услуга - ремонт по ОСАГО. У нас разные со страховщиками все же цели этой опции.
А прежде всего потому, что у страховщиков и сейчас уже есть и было такое право и они им пользовались достаточно часто. Кроме плохо сдерживаемого мата, я рецензий на такие ремонты что-то не слышал. То что теперь прямым текстом на страховую компанию возложена ответственность за качество и сроки ремонта - так это ерунда, а не гарантия. Она и раньше была, ответственность эта, Верховный суд постарался.

Ну и "Штирлиц знал, что запоминается последнее" (с) :)))
Чтобы не было лишних злоупотреблений со стороны страховых компаний, я повторю цитату из Закона, что была в самом начале текста уже приведена: Выбор способа возмещения вреда осуществляет потерпевший.
То есть страховая компания не вправе заставлять потерпевшего ехать в ремонт. Вот это наверное стоит запомнить. А уж пользоваться таким предложением или нет - это уж по ситуации, это по настроению.

За сим всё.
Спасибо за внимание.

[и на посошок немного рекламы, чего уж :))]Мы в ПлатимПоОСАГО хотим поскорее отойти от выплат наличными и больше продвигать тоже такую услугу - Ремонт по ОСАГО. Но мы то хотим её максимально автоматизировать и привлечь как можно большее количество СТОА под этот проект. Должна быть создана система с максимально упрощенным для потерпевшего интерфейсом. Чтобы ему не нужно было голову ломать, изучая законы или время терять в очередях и в ожидании всяких согласований. ДТП, фотографии, в ремонт на следующий день, всё.

Суть его будет такова, что потерпевший сможет или через интернет загрузить фотографии поврежденного автомобиля и документов по страховому случаю или подать документы в одной из точек обслуживания. Через несколько часов ему придут предложения от нескольких СТОА приехать на ремонт с указанием сроков ремонта и необходимой суммы доплаты в случае использования новых оригинальных деталей. А все финансовые взаимоотношения останутся за кадром, потерпевший просто передаст СТОА или нам право требования страхового возмещения.
Информация обо всех СТОА будет конечно же открытой, в т.ч. с отзывами посетителей. Может будет со временем приложение для смартфонов, чтобы уже на месте ДТП мог или потерпевший или кто-то из "группы поддержки" отправить заявку...
Как-то так, в общем :) Мне кажется, это вполне себе реализуемо.

Да, я знаю, что "не говори, что хочешь сделать, говори, что сделал", но меня от этой идеи реально прёт :))

Теперь точно всё.
Извините за внимание :)


ОСАГО, Законодательство, Новости рынка

Previous post Next post
Up