кто отвечает за качество запчастей при ремонте автомобиля

Mar 11, 2014 08:25


Забавное вчера услышал в ремзоне от сотрудника СТОА: "Ну мы же не можем отвечать за качество запчасти. Может она бракованная была...". При том, что запчасть эту покупал и привозил сотрудник СТОА.
Эва как!

Встрял в разговор клиента с мастером, указал, что не то что не могут, а должны. И более того - должны отвечать за качество ремонта даже в случае, если запчасть предоставил клиент. Т.к. это оказалось новостью не только для клиента СТОА, но и для сотрудников, то решил вот заострить на внимание этом вопросе.

Итак.
Закон о защите прав потребителей вроде пытается разграничить ответственность исполнителя при проведении работ с использованием а) материалов исполнителя; б) из материалов заказчика.

Первый случай регламентируется статьёй 34 и там всё русским по белому всё прописано:

Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя

1. Исполнитель обязан выполнить работу, определенную договором о выполнении работы, из своего материала и своими средствами, если иное не предусмотрено договором.
Исполнитель, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его ненадлежащее качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества.

Взаимоотношения сторон, при условии предоставления запчасти заказчиком, прописаны чуть менее конкретно:

Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя

1. Если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.

Исполнитель обязан:

предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала (вещи);

...

3. Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение) либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).

Ну, действительно не очень конкретно. Но касательно ремонта автомобилей эта размытость формулировок статьи Закона компенсируется чёткостью формулировок в Правилах по оказанию услуг (выполнению работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств:

21. Исполнитель обязан немедленно предупредить потребителя и до получения от него указаний приостановить оказание услуги (выполнение работы) в случае:

а) обнаружения непригодности или недоброкачественности запасных частей и материалов, полученных от потребителя;

...

22. Исполнитель, не предупредивший потребителя об указанных в пункте 21 настоящих Правил обстоятельствах либо продолживший оказание услуги (выполнение работы), не дожидаясь истечения указанного в договоре срока (а при его отсутствии - разумного срока для ответа на предупреждение) или не учитывая своевременное указание потребителя о прекращении оказания услуги (выполнения работы), не вправе при предъявлении к нему или им к потребителю соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны исполнителя, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные запасные части и материалы, не изменит указаний о способе оказания услуги (выполнения работы) либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество оказываемой услуги (выполняемой работы), исполнитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

Таким образом Закон "О защите прав потребителей" и Правила по оказанию услуг (выполнению работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств возлагают ответственность за качество работ при условии предоставления запчасти заказчиком работ, лежит на исполнителе до тех пор, пока он не уведомит заказчика о ее непригодности.

Как известно, разговоры к делу не пришьешь. Поэтому оформляем все взаимоотношения письменно. Если сотрудники СТОА хотят довольствоваться устными "ну это наверное Китай какой-нибудь", но в погоне за наживой таки берутся произвести ремонт в надежде на то, что потом, мол, скажем, если что - так у вас запчасть была полное гавно, то мы, дорогой наш потребитель, будем оформлять все как положено, то есть письменно.

Возвращаемся в Правилам ремонта АМТС:

15. Договор заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения:

...

з) перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования установлены;

18. В случае если потребитель оставляет исполнителю автомототранспортное средство для оказания услуг (выполнения работ), исполнитель обязан одновременно с договором составить приемосдаточный акт, в котором указываются комплектность автомототранспортного средства и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены.

То есть при сдаче автомобиля в ремонт оформляем заказ-наряд и в нём указываем какие запчасти вы предоставили. Желательно с каталожным номером, который всегда присутствует упаковке детали. Ну и как велят правила - с наименованием и ценой.

После этого сотрудники СТОА должны будут уведомлять клиента о несоответствии/непригодности/ненадлежащем качестве детали. Де-юре любым доступным способом. Де-факто в их же интересах делать это тоже письменно.

Может показаться, что Закон тут ставит авторемонтные предприятия в весьма неудобную позицию, доступную для т.н. "потребительского экстремизма". Приноси какую хочешь, самую дешевую запчасть, а ответственность потом ляжет на ремонтников.
Может оно и так. Но тем самым Закон также наделяет СТОА и ответственностью и требованием к квалификации сотрудников. Не можете, не умеете, не хватает опыта определить несоответствие запчасти - не беритесь. Хотите "на авось" поставить запчасть, так или иначе, но заработать денег на ремонте - отвечайте. В конце концов СТОА вполне может отказаться от проведения работ с использованием запчастей сомнительного происхождения. Но если алчность застилает глаза, то будьте готовы отвечать по Закону. Вот как-то так.

За сим всё.
Спасибо за внимание.

Защита прав потребителей, СТОА

Previous post Next post
Up