общий рейтинг жалоб на страховщиков в 2012 году

Apr 01, 2013 20:20


Ну ладно, пошутили и хватит :)
Кто не понял шутки предыдущего поста - я не виноват :))

Итак, полезная информация. Полезная прежде всего для тех, кто самостоятельно выбирает себе страховщика: ФСФР недавно опубликовала итоговый рейтинг за 2012 год по количеству жалоб на страховые компании.


Прежде чем его обсуждать-обмусоливать, сделаю пару лирических отступлений.

1.
Разного рода статистик и рейтингов делается много. В большинстве своем они называются "народными" и формируются на коммерческих сайтах. Свои соображения и сравнения рейтингов по этому я как-то уже изложил.
Т.е. повторю свой прежний вывод: статистика ФСФР - наиболее репрезентативная и объективная. Имхо.

2.
До недавнего времени статистика жалоб на страховые компании велась децентрализовано, т.е. по федеральным округам.
Что приводило иногда к таким результатам, что компании, зарегистрированные не в Москве, а например в Санкт-Петербурге, в рейтинге как бы не участвовали.
В качестве примера: http://kaa-smit.livejournal.com/42280.html где в рейтинге Северо-Западного региона нет крупных страховых компаний в этом регионе зарегистрированных - Эрго-Русь, АСК-Петербург и КИТ-Финанс Страхования. Не просите меня объяснить как это, я сам не понимаю.
Однако, уже в середине 2012 года ФСФР начала публиковать общероссийские рейтинги. Ими и будем оперировать прежде всего.

Переходим к непосредственно рейтингу за весь 2012 год.
Опубликован он в АСН был в конце прошлой недели и в крайне усеченном виде, а именно в виде первых 20 героев.
Поэтому будем его приставлять к рейтингу за первые пол-2012-года (ссылка выше), который был представлен более подробно.

Вот 20 самых-самых славных страховщиков за 2012 год.



взято с АСН

В принципе комментарии излишни. Можно просто любоваться.

Есть два супер-пупер лидера - Страховое общество "Россия" и "БИН Страхование" (экс-"Первая страховая компания").
Второй не помогло и переименование

Есть следующий за ними пелетон из 7 компаний, имеющий коэффициенты 0,37-0,72. Это - частые отказы, занижения, затягивания, а потому и частые жалобы. Эта группа ровная, все друг друга достойны.

Следующие 10 компаний - имеют значительный отрыв от первой десятки, но там уже больше плотность и меньше разница в коэффициентах. Поэтому их цифры менее показательны - плюс-минус несколько жалоб и компания выпадает из 20-ки "лидеров". Вот по ощущениям не место в этой таблице Эрго-Руси и Северной Казне. Но вполне возможно что это ощущение ошибочно, потому как основано на работе питерских подразделений, а в регионах возможно что картина иная.

В принципе даже этот куцый рейтинг вполне можно использовать как руководство для выбора себе страховщика.
  • 1-2 - нет;
  • 3-9 - лучше не надо;
  • 10-20 - уже можно;
  • Ниже 20-ой позиций имеет смысл рассматривать крупные компании - Ресо, Альянц, Росгосстрах и Ингосстрах, Альфа, СОГАЗ, Жасо, Цюрих, Интач, т.к. портфель у них большой, работают давно и соответственно их коэффициенты <0,14 вполне могут рассматриваться как репрезентативные.
  • К компаниям же поменьше, типа АСК-Петербург, Советской СК, Капитал-Полис, Либерти (экс-КИТ-Финанс Страхование), Купеческого СО и прочим, тоже имеющим низкие коэффициенты жалоб, одного универсального алгоритма не придумать, т.е. следует дифференцировать их позиции в рейтинге. Одно дело АСК, давний игрок рынка, имеющий сбалансированный портфель и многоопытную команду, другое - Либерти, только-только купившее остатки СК КИТ-Финанс и завалившее город рекламой, третье - малопонятное пока что СО Купеческое, стремительно набирающее портфель за счет стартап-демпинга. В общем, мало что там понятно.


Мой личный рейтинг за последний год изменился не сильно. Традиционно рекомендую прежде всего рассматривать предложения от Эрго-Русь, АСК-Петербург, Жасо, Ресо, Альянц, Ингосстрах, Росгосстрах и в последнее время и Интач. Это прежде всего надежно. Уже понятно, что в 2013 году будет жаркая война государства в лице Верховного Суда, ФСФР, Минфина и Думы со страховщиками. Страховаться в уже шатающихся компаниях и имеющих большой негатив среди клиентов - достаточно большой риск.

По поводу шатания надо конечно другую статистику брать - сборы/выплаты за последние несколько лет. Но и из нынешних рейтингов по количеству жалоб можно сделать некоторые, хоть и несколько поверхностные выводы.
Берем статистику за первую половину 2012 года.



тоже с АСН

И смотрим не столько цифры по жалобам, а больше по договорам.
Большинство страховых компаний имеют весьма незначительные колебания количества договоров в середине 2012 года и в его конце. За исключением ВТБ, у них +55% и уверенно не могу это объяснить, скорее всего за счет их активной работы с банками в последнее время и за исключением "Россия" -22% и "МАКС" -17%.

И кстати!
Сравнивая статистику за первые пол-года и статистику за год, мы можем проследить очень важный, на мой взгляд, критерий - динамику количества жалоб за последний год относительно изменения количества договоров.
Забавная очень у меня получилась таблица. Я вывел две цифры - насколько изменилось за пол-года количество договоров у страховой компании в процентном отношении и насколько в процентном же отношении количество жалоб. И потом сравнил две эти цифры.

Сразу ремарка: таблицы ФСФР отличаются и таблица за первые пол-года требует корректировки.
Дело в том, что в столбце "количество договоров на..." указывается количество действующих договоров, т.е. договоров за последний год. В то время как количество жалоб во второй таблице указано за пол-года и лишь в первой - тоже за год. Поэтому количество жалоб за первые пол-года я тупо умножал на 2, а это может дать неверный результат на выходе.
Не запутал? Если что, спрашивайте, уточню.



Что у меня тут получилось?
А получился очень забавный и неожиданный для меня вывод: на страховщиков стали меньше жаловаться.
Парадоксально, но это факт!
БИН-Страхование: увеличение количества договоров за пол-года на 4%, снижение количества жалоб на 30%!!! (Повторю - для расчетов я умножал количество жалоб за полгода на два)
МСК: договоры +5%, жалобы -18%.
И при этом Эрго, которую только что рекомендовал: всего лишь +15% по договорам, но +29% по жалобам.

Контр-аргумент этой таблице лишь тот, что тупое умножение на 2 - это не вариант для расчета. Но другого нет, не предоставила нам ФСФР аналогичной статистики за полный 2011 год.

Ну и все же, если принять получившиеся цифры за правду, то вывод повторю: на страховщиков стали меньше жаловаться.
Стали ли люди сразу обращаться в суд? Изменилось ли поведение страхователей после тех революционных изменений, что летом нам устроил Верховный Суд? По всей видимости да.
Ну и плюс возросла,.. нет, не возросла, а подскочила активность юристов. У каждого офиса страховой компании - по нескольку реклам "поможем получить выплату", в ГИБДД снуют мальчики-девочки с рекламками "заставим заплатить" и т.п. А практикующие юристы не тратят времени на жалобы. Сразу в суд.

В общем, такой вот сумбурный анализ получился.
Вторую часть поста я не советую пытаться понять. Я ее сам не понял :)))
Смотрите в первую таблицу - на кого из страховщиков сколь активно в среднем по России жалуются. Это показательно.

Все. Спасибо за внимание.

PS.
Репосты - по желанию, а конструктивная критика очень даже приветствуется, ибо в математике и анализе я не силен и был бы рад замечаниям. Кроме того, отзывам тоже был бы признателен - не слишком ли сумбурно, не слишком ли занудно преподнесена информация, что не понятно или не объясненным осталось?
Хотелось бы впредь делать обзоры более удобоваримые.
Заранее признателен.

Надзор ФСФР (ФССН), Статистика, Первая СК, Сгинувшие страховые

Previous post Next post
Up