Самые популярные, известные и любимые - фортепианные концерты Моцарта и Бетховена. Из Моцарта чаще исполняют (поэтому они наиболее известны) концерты номеров с 20 по 24. Я люблю 23, ля мажорный, в исполнении Горовица, 22 - Рихтера с дирижером Риккардо Мути. У Бетховена фортепьянных концертов пять, мой выбор - четвертый, в исполнении чудесного Альфреда Бренделя, хотя наиболее известный - пятый, «Император», воинственный и помпезный как Наполеон, которому он и был посвящен композитором.
Самый романтически-красивый концерт, по-моему, Шумана, написан был любимой жене-пианистке. Концерты я обычно слушаю сразу в двух -трех вариантах, чтобы было что сравнивать и почувствовать оттенки исполнения. Микеланджели поразит особой нежностью и прозрачностью его лирического чувства, а Плетнев - драматизмом, особым рубато и соперничеством с оркестром. Послушать Плетнева можно на канала medici.tv, которым я пользуюсь, так как там есть все, что обычно выбирают исполнители.
Про Чайковского, Рахманинова, Прокофьева напишу в другой раз. А здесь стоит остановиться на концерте Грига , который сразу его прославил, и двух концертах Равеля: соль-мажорном и концерте для левой руки. Знаменитый фортепианный концерт Грига напоминает распахнутое окно в сад: свежесть, страсть, восторженность. Эта музыка близка к концерту Шумана: романтическая свобода, яркость выявления чувства и тонкие нюансы. Три части концерта соответствуют традиционной драматургии цикла: драматический «узел» в первой части, лирическое отступление во второй, жанровая картина в третьей. Подробный разбор по темам есть
https://www.belcanto.ru/grieg_concerto.html Теперь о Равеле. Пауль Витгенштейн, потерял на войне правую руку но стал известен своей яркой карьерой "леворучного" пианиста. Однако, характер имел непростой: мог заказать произведение для левой руки какому-нибудь из крупнейших композиторов того времени, но не исполнить его. Так было с Леворучными концертами Прокофьева и Хиндемита. Концерт Мориса Равеля Витгенштейн сыграл, хотя спорил с композитором, требовал внесения изменений в фортепианную партию, заявлял, что исполнители не обязаны быть рабами, но сдался. Равель закрепил за Паулем Витгенштейном на пять лет право исключительного исполнения своего концерта.
Леворучный концерт написан, видимо, под впечатлением от Первой Мировой Войны, участником которой был не только исполнитель, но и композитор, в нем есть довольно зловещие места и труднопреодолимое чувство безысходного отчаяния, контрастирующие с торжеством светлого начала. Мне нравится, как этот концерт исполняют Мишель Берофф с Клаудио Аббадо и Эмиль Гилельс с Кириллом Кондрашиным.
В минуту жизни тоскливую слушаю первый концерт для фортепьяно с оркестром Равеля. Первая и третья части Соль-мажорного концерта рождают ощущение присутствия в экзотическом, сказочном лесу, столь необычны и ярки, я бы сказала, «природны» созвучия и ритмы. Но центральная часть этого сочинения, вторая часть, незабываемая лирика. Для меня концерт подобен поэтическому высказыванию Сергея Шестакова:
Она произносит: «Лес», - и он превращается в лес
С травой по колено, с деревьями до небес;
И входит она в свеченье зеленых крон,
И лес обступает ее с четырех сторон,
Она произносит: «Свет»,- и он превращается в свет,
И нет никого на свете и слова нет,
И облако белой глиной сворачивается в клубок,
Пока еле слышно она произносит: «Бог».
Кто не знает, очень рекомендую: Марта Аргерих, одна из самых известных сейчас пианисток исполняла этот концерт Равеля, нежнейшее, интимное, доверительное звучание. Еще есть у меня диск с записью исполнения Яковом Заком - тонко, поэтично, временами кажется, что хрупко... убедительно.