Цикл из двадцати фортепианных миниатюр - «Мимолетности», ор. 22 написан композитором в 1915-1917 годы. Порядок в сборнике был установлен после написания всех произведений, он не соответствует очередности написания миниатюр композитором.
Для меня этот цикл - некоторое подобие отдельных страниц дневника, куда заносятся воспоминания о эпизодах жизни, даже если это минутное настроение: тревоги или злости, негодования или мечтательности, покоя и тишины или внутренней сосредоточенности на чем-то и прочее.
Первая и последняя «мимолетности» носят характер вступления и завершения некоего повествования, создавая его лирическое обрамление. Весь цикл удивляет прежде всего естественной правдивостью, непринужденностью высказывания, отсутствием искусственности, манерности. Миниатюры можно разделить на четыре группы: остро-экспрессивные, в которых ощущается конфликт (4,14,15,19), жизнеутверждающие, шутливые (3,5,10 , 11) , мечтательно-раздумчивые, в которых, иногда, проявляется сказочный элемент (1,2,8,16,17,18 и 20) и «остальные», которые кажутся мне более «живописными»: 7 - напоминает звуки арфы, 12 - сумрачный вальс, 13 - гротескный танец как в опере «Игрок», 6 - элегантная дама. Интересно, что автор не скрывал, что 19 «мимолетность» с ее настроением нервного смятения, связана с событиями февральской революции.
Я слушала этот цикл в разных исполнениях: наиболее внятным, убедительным мне кажется исполнение Марии Юдиной. В нем техничность уходит на второй план , цикл приобретает целостность, чувствуется единство авторского отношения, появляется его особый смысл