Мифологики.

Feb 27, 2015 22:54

kiowa_mike тут рассказывает историю о том, как бабка рассказывала про идеальный рынок, который на проверку оказался вполне ординарным.

Я задумался. Вспомнил, что бабки из нашей хрущобы стайками ездили на рынок "Норд" в 15 остановках на трамвае. При том, что мы-то знали, что оный "Норд" - редкостная помойка, где ничего хорошего не купишь, так как предыдущая наша жилплощадь была в квартале от него.

Потом вспомнил еще много-много людей, и совсем не бабок, а профессоров МГУ и суровых бызнесменов образца 90х, которые ездили за продуктами в какие-то сакральные хтонические рынки за тридевять земель в тридесятое царство, и убеждали, что там молочные реки с кисельными берегами за полцены. Вот только, когда туда приезжали мы, оказывалось все как везде. А если где-то на три копейки и дешевле, то или перемороженная тухлятина, или в килограмме 856 граммов.

Иными словами, это не крейз отдельно взятой бабки, это тренд.

И на этом месте я понял, что в этой незамысловатой истории для нас таится редкая возможность отследить процесс возникновения мифа.

Смотрите. В советские времена, когда в магазинах ничего не было, существовали места - распределители, базы - где все было. При этом для большинства населения реальность их существования не вызывала сомнения - или сами разок побывали, или знали тех, кто имел доступ - но с практической точки зрения они оказывались физически недоступными, по социальным причинам.

Иными словами, люди не столько знали, что базы и распределители существуют, сколько верили в их существование. Эта вера-знание была завязана на сильные эмоции (кушать-то хочется) и этические ценности (они там жрут, а мы?) настолько сильно, что оказалась прописана в картине мира простого советского человека. То есть, для третьего секретаря райкома распределитель был просто местом, где он брал колбасу. А для его соседа - токаря (или СНСа) это было уже волшебное место, перемещение в которое сулило решение проблем, подобно лампе Алладина или пещере Али-Бабы. Эта вера-знание о том, что в целом все плохо (пустые полки) но где-то есть место, где все хорошо (распределитель), помогала немного примиряться с реальностью. Ведь всегда есть шанс туда попасть...

Потом советские времена ушли, продукты появились на прилавках, распределители и базы сошли со сцены. Но картина мира во многих головах осталась той же. И в ней были предусмотрены вот эти вот волшебные места, эрзац-рай-на-земле. Только вот эти слоты оказывались не заняты, отчего головы испытывали дискомфорт. Мало того, что вокруг все плохо (товары или дорогие, или некачественные, или и то и другое), так еще и надежда решить все проблемы попаданием в удачную лузу умерла.

Поэтому зияющие дыры мироздания были заполнены по принципу популярной песенки того времени - "я его слепила из того что было". При этом характеристики вставляемого в мифический слот участка реальности были соотвестствующим образом обновлены. "Там есть всё!" уже не канало, есть-то оно везде, и было заменено на "дешево и качественно". Ну, а социальная недоступность уступила место физической удаленности (тем более, что и в мифах волшебные места, как правило, "там, далеко...").

Естественно, то, что удаленные рынки воспринимаются частью людей как миф об идеальном источнике жрачки, еще не значит, что там нельзя купить ничего хорошего дешево. Просто для человека, воспринимающего реальность реально, первична информация о том, что и почем там куплено, и на основании оной делается вывод - стоит там шопиться или нет. А для мифологического сознания первично то, что место Икс есть идеал. Далее данные подгоняются под это утверждение - удачные покупки остаются в памяти, неудачные отфильтровываются, придумывается рациональное обоснование ("там кавказцев нет, одни местные с деревень").

А в случае совсем уж неопровержимых доказательств неидеальности места Икс - его слот занимается местом Игрек. Например, сетевые супермаркеты (непременно "правильные" - в Магните дешево и мило, в Пятерочке дорого и гнило, или наоборот) и гипермаркеты, особенно Метро.
Previous post Next post
Up