предметная съемка, натюрморт

Mar 04, 2011 01:01


Настя   aid_a  снимает совершенно потрясающие натюрморты. Особенно  меня завораживают  ее фотографии с фруктами. "Почерк" ее работ узнаваем всегда. С удовольствием рассматриваю каждый раз ее снимки.
А сегодня она решила поделиться секретами своего мастерства.

Оригинал читаем  ТУТ!

Итак, как я и обещала, я буду рассказывать о предметной съемке и о съемке натюрмортов. Начала я заниматься этим сравнительно недавно, поэтому не претендую на то, что мой метод должен быть правильным и истинным. Хотя, думаю, если кто-то и захочет повторить мои навыки, то он будет удивлен, как быстро ему удается продвинуться в этой сфере.

Прежде всего, мне хотелось бы начать с самого начала, не упуская то, что является основой для предметной съемки - это сам предмет. Самое важное для фотографа - постараться понять, что это за предмет, из чего он состоит и как его можно обыграть в кадре. Одна из тех проблем, с которой сталкивается начинающий - он не вполне представляет, что же хочет сфотографировать. Вроде бы хочется сделать так, чтобы от результата все «ах!» и в обморок. Но зачастую этого не происходит именно потому, что он забывает учесть все (ну, или хотя бы основные) качества данного предмета.


Итак, что же надо учесть при съемке предмета:
• Композицию
• Объем
• Ракурс
• Фактуру
• Текстуру
• Материал
• Свойства
• Цвет
• Геометрию
 И это только основные моменты. Но я попытаюсь кратко изложить, почему нельзя закрывать глаза на каждый из них.

Композиция. Это одна из основ, которая делает фотографию произведением искусства, а не просто очередной карточкой вашего семейного фотоальбома. От композиции зависит так называемый «мессидж», который вы хотите донести до зрителя. И даже важно знать, что за композицию вы выберете в своем натюрморте - будь то статичная или динамичная позиция, с которой вы преподнесете свой «фрукт», т.к. именно от положения предметов будет зависеть их восприятие.
1.
 2.
 3.

Видно, что на фотографии №1 все предметы просто собраны в одну кучу, что не составляет особого интереса. Но это еще раз подтверждает, что так тоже фотографируют (и не только начинающие!). Что касается фотографии №2 уже все более осмысленно выстроено и задействовано. На фотографии №3 происходит некий выпендреж, что тоже показывает, что вы не просто так бросили продукты на стол, а осознанно их расположили. Каков уж ваш замысел - не важно, потому что зритель все равно сам себе этот замысел должен "додумать".

Объем. Наш мозг воспринимает реальный мир в формате триДЭ, поэтому именно в этом формате нам и предполагается показывать то, что мы фотографируем. Как бы ужасно это ни звучало, но нам все равно придется передать объем предметов в фотографии, даже если это очень утомительно. Из чего состоит объем? Всего две вещи - свет и тень. Главное не переусердствовать и сделать всего в меру, чтобы это получилось не так «как получилось», а так, как мы этого хотели.
4.
5.
6.
7.

Фотография №4. показывает, как не надо делать (а заодно, почему не использовать вспышку "в лоб"). Такое освещение сразу вычеркивает все признаки объема и предмет очень неинтересно смотрится. Фотография №5. - это направленное боковое освещение. Классический прием формирования контрастных теней. Фотография №6 - то же самое освещение сбоку, только свет не столь направленный, что позволяет создавать мягкие переходы от света к тени. Фото №7 показывает, как можно поэкспериментировать со светом (направлен на фон), не теряя объема предмета.

Ракурс. Не так уж и редко в повседневной жизни мы слышим фразу «нет, это не мой ракурс, определенно!». Да, чей-то портрет можно запросто испортить, только лишь выбрав «не его» ракурс. Точно так же и с предметом. Если он не симметричен и не идеален (как шар) , то ракурс придется выбирать. Но с предметом легче, его можно вертеть так, как хочется и он будет стоять в одном положении столько, сколько нужно. 
8.
9.

Тут все очень просто: на фотографии №8 показано, что будет, если вы не будете обращать внимание на то, как расположены предметы. Потому что стоит потратить всего три секунды, чтобы развернуть и получить результат, как на фото №9.

Фактура. Т.е. строение данного предмета. Какой он - покатый, ребристый? Есть ли узор - выпуклый или вогнутый? Больше ли он округлый, чем угловатый или плоский, как бумага?.. От этого будет зависеть, как именно вы направите освещение или отражатель, чтобы подчеркнуть его фактуру (или строение).
10.
11.

Опять же, можно пользоваться стандартным боковым освещением, чтобы фотографировать свои предметы или натюрморты, но не всегда такая схема будет актуальна. Вот, на фото №10 видно, что такое освещение нисколько не подчеркивает строения этой рюмки. Поэтому стоит передвинуть лампочку и направить ее на фон, как тут же становится ясно виден узор (фото №11)

Текстура. Это то, какая поверхность у данного предмета. Гладкий или шершавый, пупырчатый или с прожилками, блестящий или матовый - это основное, что приходит в голову каждому. Если вы забываете подчеркнуть это качество у предмета, то он не будет «жить» на снимке. Вспомните хотя бы начисто отретушированные портреты, где кожа гладкая без единой поры. Вот. А потом еще и удивляются, почему говорят, что на фотографии кукла или манекен…
12.

Может быть не совсем удачно подобран снимок, но пока что сойдет - все понимают, что такое текстура. В данном случае у предмета гладкая отражающая поверхность (а не пупырчатая, как хотелось бы - но можно просто вспомнить мой апельсин), что располагает к формированию бликов на этом предмете. Уж как вам удастся это сделать - будет зависеть только от вас. Здесь я отражала просто большой лист бумаги. Но рекомендую взять узкую длинную картонку и формировать с помощью нее длинные блики - на стекле они очень выгодно смотрятся.

Материал. Из чего сделан данный предмет. Нет, в биологию углубляться не стоит - ведь и так понятно, что перед вами фрукт или овощ, а значит он «живой». Что и следует намотать на ус. А вот что касается остальных предметов - будь они металлические, или стеклянные, деревянные или даже жидкости - вам придется и это учесть, чтобы создать правильные блики, или атмосферу.
13.
14.

Опять таки, на фотографии №13 показано, как лучше не делать, если хотите подчеркнуть то, из чего данный предмет состоит. Точнее не то, из чего он состоит, а какими свойствами этот предмет обладает. Он имеет степень прозрачности? Так просвечивайте! Используйте то, что уже есть в предмете, не забивайте освещением такую интересную его часть! Что и было показано на фотографии №14.

Свойства. Это то, с чем вы можете хорошо импровизировать. Ведь зная, что воду можно заморозить, а пластик хорошо гнется, резина тянется, а стекло просвечивается можно сделать оригинальные снимки, выразить в них свой замысел и удивить зрителя неординарным подходом к простым вещам.
15.

Вы же знаете, что яйцо можно разбить, апельсин разрезать, мандарин разделить на дольки, орех разломать итд? Так не жалейте! Делайте и это оживит вашу композицию!

Цвет. Естественно, цвет делает очень многое в фотографии. Поэтому вам следует изучить то, как цвета сочетаются друг с другом, какие будут взаимно-контрасными, какие успокаивают или возбуждают, учесть их температуру и многое другое. Самым интересным для меня открытием стало то, что цвет может влиять на восприятие формы предмета - холодные цвета больше подходят к угловатым предметам в то же время, как теплые более всего смотрятся на округлых. Температура цвета будет задавать поведение как самому предмету, так и всей фотографии. Это надо выделить для себя красным маркером и каждый раз вспоминать при использовании светофильтров или обработке в фотошопе.
16.
17.

Нужно знать, какую цель вы преследуете своей композицией, куда она пойдет, что будет делать, как жить... Нет, на самом деле - необходимо определить то, какое настроение должна передавать фотография. Цветовая жизнь фотографии - это большая и отдельная тема, которую нельзя в двух словах описать. Но пока лишь могу посоветовать, что если вы решили использовать цвет, то логично было бы усиливать его уже от тех цветов, которые задали предметы. Т.е. на фотографии №17, например, я не зря "окрасила" все в синий и желтый (контрастные друг другу цвета) - желтый мне задали спагетти и яйцо, а синий - пиала.

Геометрия. Это очень сильное свойство предметов - отражать законы геометрии. Геометрия рулит везде - в композиции, в объеме, в ракурсе… да что там говорить! Вот всех пунктах. Если вы создали красивый ансамбль из сочетания и противостояния геометрии в форме или цвете, то вы сделали сильную фотографию. На самом деле - это самый сложный пункт в любой сфере фотографии. Но если вы можете его чувствовать и развивать в себе, то, значит, вы многого добьетесь в этом нелегком деле @being a photographer.
18.
19.

No comments. :)

Это очень короткое пояснение того, что нужно учитывать при съемке того или иного предмета. В реальности все намного сложнее и тут должны подсказывать не столько знания, сколько интуиция. Я ничего не могу с собой поделать - на самом деле я «не знаю», как я фотографирую. Я делаю это не столько задумываясь, сколько вливаясь в процесс съемки всем своим существованием. Главное, чтобы до того, как вы начнете «вливаться» в свой натюрморт, вы не забыли сложить все пункты воедино и выстроить свою фотографию именно на их взаимной связи. Это будет самым сложным - сочетать и учитывать, потому что вы столкнетесь с тем, что, например, ракурс подходящий, а текстуру плохо видно, сочетание цветов идеально, но по геометрии композиции, например, совершенный бардак… и много чего такого. Поэтому прежде чем «нажать на курок» вам нужно будет попыхтеть над тем, как это все будет выглядеть и «играть» друг с другом. Если вы учтете все факторы, то в итоге самое минимальное, что вы получите - это реальное отображение того предмета, который вы фотографируете. Это кажется очень смешным, что для того, чтобы сфотографировать предмет таким, какой «он есть», нужно применить именно столько навыков и не меньше. Но самое увлекательное то, что когда вы научитесь отображать предмет «реально», вы сможете с легкостью импровизировать с любым из его качеств добиваясь того неординарного эффекта, который зритель никак не может предугадать. Вы даже сможете предавать вкус и запах предмета - вот, что значит владеть воображением зрителя по-настоящему!

ЗЫ: хочу сказать, что фотографии делались специально для проекта и в очень короткие сроки, поэтому настоятельно рекомендую не смотреть на степень их "пыльности". Они не претендуют на звание шедевров, а просто отражают то, что я хотела вам рассказать и показать.

Надеюсь, что было полезно. :)
Можно нажать перепост, если хочется поделиться с друзьями:

предметка, натюрморт, полезное, стащила

Previous post Next post
Up