Начало моего рассказа о моей поездке в Италию вы уже читали (если нет, то это находится
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ ) Обещанное продолжение.
Позавтракав мы направились в дворец Дожей. Почему-то ни разу не удавалось нам попасть туда по самым разным причинам: большие очереди туристов, недостаточно времени, выходной день. В этот раз нам решительно повезло: в этот великолепный Дворец мы попали сразу, без всяких очередей.
Дворец Дожей (по-итальянски звучит как Палаццо Дукале - Palazzo Ducale) веками был и остается «визитной карточкой» Венеции: ведь прибывавших по морю гостей, прежде всего, встречало именно это здание - резиденция правителей Венеции, место заседаний Большого совета, Сената и Верховного суда. С выходящего из зала Большого совета на залив балкона дож (пожизненно избранный правитель Республики) лично приветствовал прибывавших визитеров.
Ничего почти не осталось от первоначальной конструкции, построенной до 1000 года на основе уже существовавших римских стен. Это античное здание было уничтожено пожаром. Нынешний Дворец дожей построили каменотесы Филиппо Календарио, Пьетро Базейо и мастер Энрико. Для завершения строительства здания были приглашены флорентийские и ломбардские мастера, но большая часть здания в стиле готики была выполнена членами семьи Бон, венецианскими мастерами - специалистами по обработке мрамора.
Слева от фасада, выходящего на Площадь Святого Марка, открывают доступ во двор Дворца дожей Бумажные ворота - Порта делла Карта, созданные Джованни и Бартоломео Бон. В форме стрельчатой арки, украшенной в ее верхней части декоративными элементами в готическом стиле. На портале - дож Франческо Фоскари перед крылатым львом, а вверху - статуя Правосудия.
Через Бумажные ворота можно пройти в арочную галерею Фоскари, а затем во двор Дворца дожей, в центре которого установлены два бронзовых парапета для колодцев работы Альфонсо Альбергетти (1559 г.) и Никколо деи Конти (1556 г.), литейщиками пушек.
Основной фасад с восточной стороны входа - работы Антонио Риццо, конец XV века, роскошно украшен Пьетро Ломбардо. Два фасада, которые обрамляют двор с южной и западной стороны, построены из красного кирпича Бартоломео Манопола в XVII веке.
Поднимаясь по галереям видишь внутренний двор каждый раз по-новому.
Наверху северного фасада с Арочной галереей Фоскари установлен циферблат часов. У этого фасада два яруса арок: полукруглые в портике и стрельчатые в лоджии. В арочных галереях выделяются ниши с античными отреставрированными статуями. Этот фасад также является барочной работой Манопола. Справа, на высоком пьедестале установлен памятник урбинскому герцогу Франческо Мария делла Ровере работы Джованни Бандини (1587 год).
Перед лестницей Гигантов открывается Арка Фоскари, начатая мастерами Бон в готическом стиле и законченная архитектором Риццо в стиле Возрождения. Над сооружением установлена статуя Святого Марка и статуи других аллегорических фигур. Рядом с лестницей Гигантов расположен дворик Сенаторов. По традиции здесь во время торжественных церемоний собирались сенаторы.
Лестница Гигантов берет свое название от двух огромных статуй Марса и Нептуна, которые изваял Сансовино и его ученики. Она была построена по проекту Антонио Риццо в конце XV века.
На верхней площадке лестницы совершалась церемония коронования дожей. Лестница ведет в крытую галерею второго этажа.
Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются «пасти львов» - выгравированные головы львов, в которые опускались послания и тайные доносы, являвшиеся компетенцией различных управлений.
В верхнюю часть дворца ведет так называемая «Золотая лестница», по которой дожи поднимались в жилые помещения.
Там же, в верхних этажах под крышей Дворца Дожей находится Зал Большого Совета - самое большое помещение в мире, потолок которого не держит ни одна опора. Зал Большого совета занимает все южное крыло. Его длина 54 метра, ширина - 25 метров, а высота - 15 метров. При этом в зале нет ни единой колонны, поддерживающей его свод! Его украшали шедевры Тициана, Веронезе, Тинторетто и других знаменитых художников, но все они погибли при пожаре 1577 года. По проекту Антонио да Понте зал был реконструирован. В настоящее время стена в глубине зала полностью покрыта живописным полотном «Рай», написанным Якопо Тинторетто и его сыном Доменико (1590 года). Длина картины - 22 м, высота - 7 м. На потолке выделяется огромная овальная картина Паоло Веронезе «Триумф Венеции».
Во Дворце есть еще один интересный зал - Зал Коллегии, стены которого украшают полотна Веронезе и Тинторетто. Оружейная палата Дворца дожей привлекает туристов богатым собранием боевого оружия.
К сожалению, фотографировать почти во всех помещениях запрещено, поэтому удалось запечатлеть только внутренний двор , золотую лестницу и тюрьму. Ну, и на этом спасибо это, действительно, не менее восхитительно!
Над этим залом находились тюремные камеры, так называемые Пьомби, со свинцовым потолком, в которых когда-то были заключены Джакомо Казанова и Джордано Бруно. К тюремным камерам ведет мост Вздохов, соединяющий тюрьму и сам дворец.
Из наружных окон дворца открывается роскошный вид на набережную и лагуну...