Не "Уралом" единым...

Jun 14, 2012 16:22



Оригинал взят у uncle_chelya в Не "Уралом" единым...

Как давно известно всему прогрессивному человечеству, нет задачи более неблагодарной, чем развенчивание устоявшихся мифов. Тем паче, если мифы эти идут о «предмете», о котором люди, пересказывающие эти мифы, имеют представление только по этим самым мифам.  Особенно, если мифы имеют под собой объективную почву.  Помнится, был такой старый пошлый анекдот. Я его слышал в версии про Пушкина и Лермонтова, но есть и другие варианты.

Шел Пушкин с Натальей Гончаровой по полю. Гончарова споткнулась и упала. Пушкин подал ей руку, она поднялась и они пошли дальше.  Наблюдавший за этим делом крестьянин рассказывает другому: «Видел Пушкина с женой. Жена споткнулась и упала. Пушкин встал на колено, подал ей руку». Следующий рассказывает: «Жена споткнулась и упала. Пушкин подал ей руку, а когда она встала, поцеловал ей руку». Следующий: «…Он поднял ее на руки и понес…». Следующий: «… Он поднял ее на руки и страстно поцеловал….».  В общем, рассказывает эту историю уже десятый человек по счету.  А Лермонтов сидит на суку и онанирует….

Именно таким образом рождаются мифы. Аналогично существуют мифы про музыкальные инструменты типа «гитара», отечественного производства времен Великого и Могучего.  Чисто на поржать, можно почитать статью про гитару «Урал» на Лурке.

Истина, как обычно, где-то рядом. Конечно, гитары производства СССР - не Фендера и не Гибсоны, но в то же время, они все-таки не обладают тем количеством ужасных характеристик, которые им приписывает народная молва.

Начнем с того, что гитара «Урал»- это не все гитары, производившиеся в СССР, а лишь одна из моделей. В силу различных причин (основной из которых является масштабы производства) - наиболее часто встречавшаяся. Более того, это далеко не первая электрогитара, производившаяся в СССР. Поэтому начнем в приблизительно хронологическом порядке.

Одними из первых советских электрогитар стали изделия ленинградской фабрики музыкальных инструментов им. Луначарского. Началось все это во второй половине шестидесятых. Сейчас живых экземпляров первых потугов отечественного гитаростроения практически не осталось. Последние живые экземпляры являются предметом охоты коллекционеров сих инструментов.

Сейчас доподлинно известно про мелкосерийные экспериментальные образцы полуакустических гитар производства фабрики им. Луначарского по мотивам всем известной полуакустики Gibson ES-335, и еще более мелкосерийные полуакустические-же бас-гитары производства все той же фабрики по мотивам HOFNER HCT-500/1 (гуглим по ключевому слову Пол Маккартни) со скрипкообразной формой деки.



Рис.1 «Полуаккустика» фабрики им. Луначарского.


Рис.2 Скрипкобас Пола Маккартни фабрики им. Луначарского.

Следом за этими гитарами пришли «Аккорды» производства все той-же фабрики им. Луначарского. Предположительно эти гитары (бас и шестиструнная) стали первыми советскими целнокорпусными гитарами.

В качестве прообраза для «Аккордов» были выбраны не популярные на весь мир Гибсоны, а скромные итальянские EKO. Модель EKO-700. Примечательно, что темброблок «Аккордов» состоял всего лишь из трех «крутилок» - громкость каждого из звукоснимателей и общий тон. А вот предмет для ориентира обладал двумя крутилками и сразу семью кнопками, что-то включающими и выключающими.



Рис.3 EKO-700.

На кнопках остановлюсь отдельно, ибо наличие кнопок у последующих моделей советских электрогитар является одним из каменей преткновения при их обсуждении. Нет, господа. Это не ноу-хау советских инженеров. Когда электрогитары только начинали свою жизнь (когда про таковую в СССР даже не слыхивали) - было множество вариантов решений электросхем. Многопозиционные переключатили, ставшие в итоге стандартом были далеко не единственным способом решения. Собственно  основных способов было как раз таки три - многопозиционные переключатели, галетные переключатели и использование несколько двухпозиционных переключателей («вкл/выкл»). Причем европейская «школа»,  в том числе и упомянутые итальянцы из EKO, предпочитала именно последний вариант.

Соображения - по каким советские гитарные инженеры остановились в конечном итоге на этом варианте решения вполне банальны - взаимозаменяемость деталей и стандартизация, возведенные в ранг абсолюта во время плановой экономики. Эти кнопки можно было использовать как в гитарах, так и в магнитофонах, и в пультах управления космическими аппаратами. Не надо придумывать отдельного производства. Рационализация.



Рис.4 Аккорд. Бас Аккорд выглядит так же, только струны четыре

Тем не менее, «Аккорды» кнопками от итальянских прототипов не пока еще не обзавелись.  Более того, «Аккорды» были единственными советскими гитарами, обладавшими вклеенным грифом, что сугубо положительно сказывалось на сустейне.

Тогда же проявилась и основная проблема, свойственная практически всем советским инструментами и негативным образом влияющая на их звучание. Звукосниматели практически всех советских гитар обладали низким выхлопом. А если маломощный сигнал еще и пропустить через кучу различных фильтров  - звуку от этого лучше не будет. Но это в будущем.

На просторах сервиса «тытруба» можно найти следующее видео, позволяющее услышать, как звучит бас-гитара «Аккорд»:

image Click to view


Видео 1. Бас-гитара Аккорд
Следующим шагом фабрики им. Луначарского стал выпуск гитары (и баса аналогичной формы) «Ритм-Соло», она-же просто «Ленинград», спустя годы получившей название «ленинградская Тоника» за форму корпуса, которую позаимствовали уральские гитарные мастера (об этом позже). Это также была крайне удачная как с точки зрения эргономики, так и с точки зрения звучания гитара. К сожалению, себестоимость ее производства (как и любого другого качественного продукта) была достаточно высока, а потому, началась извечная советская «рацуха». Гитару начали совершенствовать. И, как обычно совершенствовали не музыкальные характеристики, а способы производства. Причем в сторону упрощения.



Рис.5 Бас-гитара «Ленинград» (электрогитара выглядит аналогично)

Одним из первых таких «рациональных» предложений стало использование мебельного полиэфирного лака для покрытия гитары вместо тонкого слоя «музыкальных» лаков (тех-же, что использовались для покрытия концертных роялей, например).

И начали усовершенствование ленинградских идей гитарные мастера трех фабрик - Ростовской фабрики клавишных инструментов, Орджоникидзовской фабрики мызыкальных инструментов и, конечно-же, Свердловской фабрикой музыкальных инструментов «Урал». Сейчас сложно сказать, какая из этих фабрик выпустила первую «Тонику», но именно «Тоника» стала первой по настоящему массовой гитарой (и бас-гитарой, соответственно) в истории советского гитарпрома.



Рис.6 «Тоника» свердловского производства

Тоники свердловского, ростовского и кавказского производства имеют различия между собой, но по сути это одна гитара, достаточно далеко ушедшая от своего прототипа. Причем ушедшая, увы, в худшую сторону (с точки зрения музыкальных качеств и эргономики).

Собственно, с момента пуска в серию «Тоники», развитие советской электрогитарной промышленности пошло по нарастающей.  Дабы не штамповать одно и то же (с небольшими различиями) на разных фабриках, гитарные инженеры стали разрабатывать «собственные» модели электрогитар.

Так продуктом производственного объединения «Кавказ» стала электрогитара «Аэлита» и бас, получивший название… ээээ.. «Бас» (поскольку такое название имели почти все бас-гитары, выпускавшиеся в СССР, то эту модель народная молва окрестила «Бас-Кавказ» или «Аэлита-Бас»).



Рис.7 «Аэлита»

Если «Аэлита» помимо красивой и запоминающейся формы была еще приятным по звучанию и удобным по эргономике инструментом, то Кавказ-бас прочно удерживал пальму первенства в номинации «худшая электрогитара» вплоть до появления новых творений фабрики им. Луначарского (об этом позже). Помимо совершенного отсутствия баланса, толстенного профиля грифа, практически неспособного повлиять на прогиб грифа анкера, неимоверного расстояния между струнами и грифом (вследствие чего игра дальше шестого лада превращалась в пытку для начинающих басистов), Кавказ-бас обладал совсем уж тихим выходным уровнем и пластмассовым бриджем, который гасил все колебания струн, превращая все звуки в пошлый «пум».



Рис.8 Кавказ-бас

Ростовская фабрика музыкальных инструментов разродилась электрогитарой «Стелла» и (существенно позже бас-гитарой - «Бас-2» - попыткой усовершенствования Кавказа). «Стелла» была одновременно и самой удобной и самой неудобной из существовавших на тот момент электрогитар. Форм-фактор гитары, который впоследствии был переосмыслен в «Аэлиту-2», был достаточно эргономичным и удобным при игре. Но… «Ни один музыкант мира пока что полностью не разобрался в этих ручках». Это про «Стеллу». Эта электрогитара обладала четырьмя звукоснимателями, пятью крутилками и восемью переключателями. А сама гитара была стереофоническая. Как со всем этим управляться понимал действительно мало кто. Возможно, и разработчики тоже.



Рис.9 Стелла

Не отставали от первопроходимцев и другие фабрики - как музыкальных инструментов, так и не совсем. Например, московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов запустила в серию электрогитару «Эльгава» (она же - «Уника», если без тремоло) и бас-гитару «Роден». «Эльгава» примечательна тем, что это было первое обращение советских мастеров к востоку - в направлении Японии и производившихся там инструментов. Была у «Эльгавы» и интересная инженерная находка - верхний порожек, чье положение можно было изменять, вращая регулировочный винт и превращая обычную гитару в «гавайскую» (и наоборот).



Рис.10 Элгава


Рис.11 Роден

Были и совсем уж интересные изделия типа «Эльты», различные модели которой изготавливались в Украинской СССР на Елецком заводе электронно-лучевых трубок (!).  Собственно, в «Эльте» сошлись все несуразности «рационализации» процесса изготовления электрогитар на телевизорном заводе, которые и легли в основу мифов и легенд о советских гитарах.



Рис.12 Эльта

Другим уникальным советским инструментом была электрогитара «Ритм-Соло» (несколько стандартное название, вам не кажется?) производства Черниговской фабрики музыкальных инструментов им. П.П. Постышева, в простонародии именуемая просто «Чернигов». Данные умельцы из все той же Украинской ССР не нашли ничего лучшего, кроме как сделать пикгард из листа нержавеющей стали толщиной 4 мм. Броня крепка и танки наши быстры.



Рис.13 Ритм-Соло, г. Чернигов

Были и другие интересные и не очень гитары на просторах СССР. Но всех их затмила реверсивная копия японской Yamaha SG-5, выпущенная на отечественный рынок Свердловской фабрикой клавишных инструментов в конце 1976 года и получившая имя этой самой фабрики - Урал.


Рис.14 Прототип «Урала» - Yamaha SG-5

Мне не доводилось держать в своих руках прототип, но знающие люди утверждают, что по эргономике и удобству игры Урал обыгрывает своего японского «папу» по всем параметрам. Собственно это тот самый «Урал» именем которого принято называть все музыкальные инструменты типа «гитара» и «бас-гитара», когда либо производившиеся в Союзе.


Рис.15 Собственно «Урал»

Ниже приведены пара примеров звучания нормально отстроенного «Урала». Принципиальный момент здесь именно в том, что в этих роликах мы видим не «модифицированный» инструмент, от которого осталась только форма, а именно оригинальный, но тщательно и по-человечески отстроенный.

image Click to view


Видео 2. Так звучит «Урал» в человеческих руках

image Click to view


Видео 3. Так он тоже звучит
Данные ролики, на мой взгляд, свидетельствуют о нескольких вещах:
  1. «Урал» обладает собственным достаточно интересным звучанием, который может кому-то нравиться, кому-то не нравиться.
  2. «Урал» не является инструментом для использования с перегрузом. В перегруженном состоянии он теряет четкость . Предположительно все по той же общей для всех советских электрогитар проблеме - слабый выходной сигнал.
  3. Приоритеты факторов, влияющих на звучание любой гитары неизменны: на первом месте - руки исполнителя;  на втором месте - звукоусиливающее оборудование; на третьем - сама гитара.

В общем и целом, гитара «Урал» далеко на так ужасна, как ее рисует воспаленное воображение тех, кто ее ни разу не держал в руках, но разумеется, сравнивать ее с Фендерами да Гибсонами (или другими известными забугорными производителями) занятие бессмысленное. Она проигрывает по всем показателям, кроме себестоимости изготовления.

Парой к шестиструнной гитаре шла бас-гитара «Урал». Собственно, именно на таком инструменте я и провел всю свою сознательную музыкальную жизнь. Бас-гитар «Урал» было две модификации - наиболее распространенная имела корпус, чем-то напоминающую Les Paul, только существенно меньше и … легче. Вообще миф о уникальной тяжести советских гитар, достаточно странный сам по себе. Если взять тот-же буковый «Урал» и сравнить его не с почти невесомыми ольховыми Стратокастерами/Телекастерами, а с вполне себе взрослым Лес Полом из честного махагона, то свердловская легенда будет легче легенды мичиганской.


Рис.16 Бас-гитара «Урал».

Самым главным недостатком баса «Урал» (ну, после стандартно слабого выхлопа) является его баланс, не лезущий ни в какие ворота. Гриф отчаянно перевешивает корпус, отчего о комфорте игры стоя можно даже не задумываться - левая рука вынуждена не только (и не столько) зажимать струны, но и поддерживать гриф, предотвращая его «кивок» в сторону пола.

image Click to view


Видео 4. Контрабасовый звук «Урала»
Вторая модификация бас гитары «Урал» была лишена этого недостатка, поскольку в качестве корпуса использовалась дека от шестиструнного собрата (с «рогом»), но отчего-то эта модификация производилась в существенно меньших масштабах.

Существует еще одна легенда про гитару «Урал». Распространена она среди коллекционеров советских инструментов. Это легенда об электрогитаре «Волна». Якобы на закате Союза, свердловской фабрикой была разработана шестиструнная электрогитара с корпусом от «лесполообразного» баса с активной электроникой. Существует ровно два свидетельства существования такой гитары. Причем вопрос является ли это результатом фабричного производства или кустарным спариванием баса «Урал» и его шестиструнной сестры - по сей день остается открытым.

Необходимо упомянуть еще про две советские республики, электрогитары производства которых, были в достаточной мере известны, хотя и уступали по масштабам известности перечисленным выше «Уралам», «Тоникам» да «Аэлитам».

В первую очередь, это, наверное, Ереванская фабрика музыкальных инструментов. Одно из изделий этой фабрики является, наверное, самой пафосной гитарой Советского Союза. Более того, армяне приблизительно на год обогнали японских мастеров из Ibanez, которые выпустив в 1974-м году свою гитару Double Axe, стали популизаторами двухгрифовых гитар в мире.


Рис.17 ЧернобыльскийАрмянский двухголовый «Журавль».

Двухгрифовый «Крунк» (говорят, что это «журавль» по-армянски) если честно странный инструмент. Мне довелось подержать его в руках лишь однажды (на выставке в Сокольниках осенью прошлого года). При этом это единственная двухгрифовая гитара, которую я держал в руках, поэтому сравнивать мне особо не с чем. По общим ощущениям, это все-таки изврат. Если играть на шестиструнной части гитары еще более-менее нормально, то удобство игры на нижней, басовой части гитары, отсутствует как класс.

Помимо двугрифового монстра армяне производили также и стандартный набор «Крунков» - шестиструнный, двенадцатиструнный и бас.

Другими представителями дружной советской семьи производителей электрогитары были мастера из Белорусской ССР. Борисовская фабрика музыкальных инструментов производила целый модельный ряд шестиструнных и четырехструнных гитар под общим кодовым названием «Соло» и «Соло II» (да, бас-гитары тоже шли под этим названием), но особняком тут стоит, конечно же легендарная «Форманта», выпускавшаяся с 1978 года и до распада Великого и могучего.


Рис.18 Форманта.

Взяв за основу опять же японский прототип, братья-белорусы во многом поспособствовали легенде о том, что во всех советских гитарах встроены все возможные гитарные «примочки».  В корпус гитары был встроен фузз, питавшийся от батарейки типа «крона». «Форманта» была удивительна не только этим. Это уникальное изделие, обладая практически прямоугольным профилем грифа, тем не менее по неведомым причинам было достаточно удобно при игре.

Ну и в качестве завершающего аккорда сегодняшнего рассказа (уж слишком большой текст получился, хотяможно было бы написать и поболе), остановимся на эпическом чуде отечественных первопроходцев на электрогитарной стезе - ленинградской фабрики им. Луначарского.

Тройной «полуаккустический» набор «Мария» (шестиструнная, двенадцатиструнная и бас-гитара) стал венцом советского гитаростроения и, одноверменно, его гробовой плитой.


Рис.19 Шестиструнная «Мария».

Особо рассказывать об этих инструментах нечего. Достаточно будет сказать, что их корпуса выполнялись из формованного полистирола. Со всеми вытекающими из этого факта последствиями как для звучания, так и для прочих характеристик (начиная от недержания мочи строя и заканчивая отламывающимся грифом). Добавляем сюда традиционно слабые датчики и получаем совершенное не пойми что, неспособное в силу своей хлипкости даже помочь отбиться от гопников или укрыться от ядерного взрыва с чем другие советские гитары всегда справлялись на «ура», даже при невозможности использования по прямому назначению.

На этом, пожалуй все на сегодня.

PS. В качестве иллюстраций к посту преимущественно использовались фотографии гитар из Музеума Я-Хи - одного из лучших ресурсов с описанием советских (а также, болгарских, чехословацких, немецких и прочих дружественно-социалистических) гитар.

урал, гитары

Previous post Next post
Up