Гиперрефлексия - это вечно бдительный внутренний наблюдатель, отслеживающий каждое действие человека, каждое его побуждение к действию. Руководствуясь готовыми правилами и шаблонами, внутренний наблюдатель проверяет каждый шаг на соответствие этим шаблонам, и если обнаруживается отклонение, быстро дергает за соответствующий рычаг: «Отменить действие!». И начатое действие вдруг прерывается: например, человек начал говорить, испугался того, что говорит, и речь внезапно становится невнятной или настолько тихой, что ее не расслышать.
Этот внутренний наблюдатель постоянно бормочет, рассуждает и оценивает - звучит непрерывный монолог в голове. «А что если я поступлю так, а она отреагирует вот так? Тогда я поступлю вот так, и тогда возможны следующие варианты…»… «Правильно будет поступить вот так, а вот так - ни в коем случае…». «Черт, что же ты делаешь! Тебя же не так поймут! Срочно сдавай назад!». Бесконечное перебирание древа вариантов и возможностей, самокопание, которое затягивает все больше и больше… Часто гиперрефлексия включается постфактум. «А правильно ли я поступил тогда? Надо было сказать вот так, а не так, как сболтнул - тогда все было бы иначе! А что он/она имел/имела в виду? А так ли это было на самом деле? А может быть, я все не так понял?»
Гипррефлексия часто сопровождается гиперинтенцией - навязчивым стремлением любой ценой добиться результата. «Мне нужен результат, и как можно быстрее!» Чем сильнее желание добиться результата, тем выше цена ошибки, страх перед ошибкой - тоже, а далее, как лавина, обрушивается тревога перед всеми мыслимыми и немыслимыми препятствиями на пути достижения результата. Для совладания с тревогой чаще всего используется контроль, осуществляемый тем самым внутренним наблюдателем. Гиперрефлексия запускается страхом, чаще всего - страхом ошибки, несоответствия себя какой-либо модели. Нередко навязчивые думы о себе, о своем поведении и действиях включаются перед каким-либо важным событием, например, публичным выступлением, когда нам очень важно «быть на высоте», произвести впечатление. И здесь происходит очень любопытная подмена понятий. Что для докладчика важнее: показать себя во всей красе, или же донести до слушателей суть доклада?
Другой, еще более яркий пример - «исполнительская тревожность» в сексе: когда мужчинам крайне важно произвести на женщину впечатление во время секса, не ударить в грязь лицом. Эта сверхидея порождает тревогу: «А вдруг у нее не будет оргазма? А вдруг у меня эрекция пропадет? А вдруг ей не очень понравится, и ее предыдущие мужчины окажутся лучше?». Включается контроль. Но тут совершается попытка контролировать естественный процесс, суть которого как раз в спонтанности, «отключении» головы, доверии собственным инстинктам… И секс превращается в экзамен, сопровождаемый нудным бубнежом внутреннего наблюдателя: «Так, а сейчас сделай так… Как она там реагирует? Не очень? Блин, что же делать, она же сейчас лежит разочарованная во мне… Давай-ка сделай так. Вот. И еще так… Как там она? Ой!!! Эрекция пропадает!» Еще бы не пропала.
Сущность рефлексии - это отстранение от процесса. Можно делать что-то, а можно наблюдать за процессом, но не быть вовлеченным в него. Рефлексия - это пауза, во время которой мы осматриваемся, осознаем, куда пришли и куда идем, а потом снова ныряем в поток жизни, иногда корректируя направление своего движения. Гиперрефлексия - это пауза, растянувшаяся надолго и подменившая жизнь, навязчивая попытка контролировать естественные и спонтанные процессы. Бесконечно рефлексирующий человек не делает ничего, он подменяет действие «размышлением», «пониманием», «осознанием», поиском причин и способов больше не вляпаться в неприятности, причем желательно не сталкиваясь больше с ситуациями, которые эти неприятности вызвали. Ну, или предупреждая их возникновение.
Если фокус внимания сдвинуть с себя на действие или на реальную цель этого действия, то тревоги становится меньше. Если публичное выступление - это не выставка-продажа себя, а донесение информации, а секс - не экзамен на право называться мужчиной/женщиной, а способ доставить и получить удовольствие без зацикленности на результате, то тогда мы можем восстановить поток жизни, который останавливается плотиной из гиперконтроля. Ведь если важно показать себя - то включается размышление о себе, если важно донести мысль (или доставить удовольствие) - мы думаем о процессе, и прислушиваемся к нему и к людям, которые в нем участвуют. Размышление о жизни - очень важно, однако постоянные думы о ней лучше всего удавались отшельникам, сбежавшим от мира в пещеры и монастыри.
Сейчас пусть они бубнят о чем-то своем. А я могу просто дышать свежим воздухом и слушать морской прибой. Встречая женщин или мужчин, знакомиться с ними, а не пытаться произвести впечатление на них. Занимаясь сексом, наслаждаться, а не анализировать процесс. Слушая собеседника - слушать, а не контролировать изображение интереса. Рассказывая что-то, интересоваться тем, как нас поняли, а не тем, насколько правильная у нас осанка или речь. Всему свое время... Мы можем жить, а не наблюдать.