[Что имеем.]Что имеем. - Пара антонимов "рано-поздно" + выход на "больной-здоровый", "грустный-веселый"; + синонимы "хворать-болеть"; + "части суток"; + "утром я/он...", "вечером я/он..." + "по-утрам -- по-вечерам"; Иллюстрации увеличивают возможности и дают опору для развернутого говорения с опорой: + открыто -- закрыто; темно -- светло; горит -- не горит; лежит -- сидит; спит -- проснулся; + соответственно, конструкция с союзом "а": тут вечер, а тут утро..; + описание комнаты: "тут, справа, на, перед"; + притяжательное местоимение "его" (комната, игрушки); + "у него"; + можно добавить конструкции с "и" и "а" +притяжательные: "у него.., и у меня...", "у него.., а у меня...". Что надо отработать, то и берем.
На книжной странице полностью (см. комментарии), на синем фоне, изображены несколько дневных занятий мальчика. Сюда можно подобрать наклейки или нарисовать пиктограмки, получится опора для говорения и отработки разных форм глагола: - инфинитив: " -- Нам нужны силы, чтобы днем что делать?"; "-- Если мы не хвораем, не болеем, то днем мы можем что делать?" (читать, гулять, играть...); - 3 лицо: "-- Как ты думаешь, этот мальчик, он что делает? --"он читает..,"; (дальше можно спросить, что из этих дел мальчик любит делать, а что не любит делать); - 1 лицо мн.ч.: "что мы (обычно) делаем днем?", "а если болеем, что мы делаем и что не делаем?"; - 2 лицо ед.ч.: "что ты (обычно) делаешь?", "а если болеешь?.."; + и вот у вас уже база для самостоятельного рассказа на тему "с утра до вечера" (а заданной форме).
Для читающих и пишущих детей, синий фон на странице заклеиваем и используем для письма и чтения: - просим что-то вписать/дописать (например, суффикс "-ть")/просим написать слова полностью (например, антонимы); - прочитать слова и соединить с подходящей картинкой утра или вечера; - записать свой рассказ.
На основе этого стихотворения Маршака и иллюстраций Конашевича получается несколько добротных сквозных тематических занятий с расширением словаря и грамматики.
Но есть одно "НО" -- возраст ограничен. Заниматься по этому материалу можно с детьми четырех от пяти до семи, редко, -- восьми лет, а у детей постарше скорее неприятие будет вызывать: они все это знают уже "и_не_надо_их_воспитывать".:)
Можно схитрить и дать материал детям 8-9 лет для отработки: - отрицательной частицы "не": не (любит)/ я не.../ он не..; + та же частица "не" + будущее время; + может сработать "не"+ прошедшее время: в теме "когда я был маленький, я не любил..." Сподвигнуть десятилеток на этом материале на высказывания без отрицания довольно трудно.
Но способ есть. :)
У Р.Мухи есть немного философское:
Кровать. А где продается такая кровать, Чтоб рано ложиться и поздно вставать?
Только поглядите, как это двустишие меняет настрой, и сколько дополнительных возможностей сразу открывается! Особенно для работы в группе. Одна только возможность попереставлять местами "рано" и "поздно" в сочетании с "ложиться" и "вставать" чего стоит. :) Ну и возрастная группа расширяется: до 10-11, а то и 12 лет.
Например: - сов.вид. глагола: через эти перестановки: а для чего? чтобы что (успеть/не успеть) сделать? - где "продается"?: отдельна беседа или короткая игра; - "такая" кровать?: а какая? ---> нарисовать и описать/записать пояснение. Позвольте ребенку выбрать любой из "переставленных" вариантов.