Маршак. Муха.

Mar 06, 2015 14:37

У С.Я.Маршака в сборнике английских народных песенок есть такое:

Рано в кровать.
Рано в кровать,
Рано вставать -
Горя и хвори
Не будете знать.



[Иллюстрации Конашевича, думаю, представлять не нужно. :)]Иллюстрации Конашевича, думаю, представлять не нужно. :)



С сайта ollelukoe.


[Что имеем.]Что имеем.
- Пара антонимов "рано-поздно"
+ выход на "больной-здоровый", "грустный-веселый";
+ синонимы "хворать-болеть";
+ "части суток";
+ "утром я/он...", "вечером я/он..."
+ "по-утрам -- по-вечерам";
Иллюстрации увеличивают возможности и дают опору для развернутого говорения с опорой:
+ открыто -- закрыто; темно -- светло; горит -- не горит; лежит -- сидит; спит -- проснулся;
+ соответственно, конструкция с союзом "а": тут вечер, а тут утро..;
+ описание комнаты: "тут, справа, на, перед";
+ притяжательное местоимение "его" (комната, игрушки);
+ "у него";
+ можно добавить конструкции с "и" и "а" +притяжательные: "у него.., и у меня...", "у него.., а у меня...".
Что надо отработать, то и берем.

На книжной странице полностью (см. комментарии), на синем фоне, изображены несколько дневных занятий мальчика.
Сюда можно подобрать наклейки или нарисовать пиктограмки, получится опора для говорения и отработки разных форм глагола:
- инфинитив: " -- Нам нужны силы, чтобы днем что делать?"; "-- Если мы не хвораем, не болеем, то днем мы можем что делать?" (читать, гулять, играть...);
- 3 лицо: "-- Как ты думаешь, этот мальчик, он что делает? --"он читает..,"; (дальше можно спросить, что из этих дел мальчик любит делать, а что не любит делать);
- 1 лицо мн.ч.: "что мы (обычно) делаем днем?", "а если болеем, что мы делаем и что не делаем?";
- 2 лицо ед.ч.: "что ты (обычно) делаешь?", "а если болеешь?..";
+ и вот у вас уже база для самостоятельного рассказа на тему "с утра до вечера" (а заданной форме).

Для читающих и пишущих детей, синий фон на странице заклеиваем и используем для письма и чтения:
- просим что-то вписать/дописать (например, суффикс "-ть")/просим написать слова полностью (например, антонимы);
- прочитать слова и соединить с подходящей картинкой утра или вечера;
- записать свой рассказ.

На основе этого стихотворения Маршака и иллюстраций Конашевича получается несколько добротных сквозных тематических занятий с расширением словаря и грамматики.


Но есть одно "НО" -- возраст ограничен. Заниматься по этому материалу можно с детьми четырех от пяти до семи, редко, -- восьми лет, а у детей постарше скорее неприятие будет вызывать: они все это знают уже "и_не_надо_их_воспитывать".:)

Можно схитрить и дать материал детям 8-9 лет для отработки:
- отрицательной частицы "не": не (любит)/ я не.../ он не..;
+ та же частица "не" + будущее время;
+ может сработать "не"+ прошедшее время: в теме "когда я был маленький, я не любил..."
Сподвигнуть десятилеток на этом материале на высказывания без отрицания довольно трудно.

Но способ есть. :)

У Р.Мухи есть немного философское:

Кровать.
А где продается такая кровать,
Чтоб рано ложиться и поздно вставать?

Только поглядите, как это двустишие меняет настрой, и сколько дополнительных возможностей сразу открывается! Особенно для работы в группе. Одна только возможность попереставлять местами "рано" и "поздно" в сочетании с "ложиться" и "вставать" чего стоит. :) Ну и возрастная группа расширяется: до 10-11, а то и 12 лет.

Например:
- сов.вид. глагола: через эти перестановки: а для чего? чтобы что (успеть/не успеть) сделать?
- где "продается"?: отдельна беседа или короткая игра;
- "такая" кровать?: а какая? ---> нарисовать и описать/записать пояснение. Позвольте ребенку выбрать любой из "переставленных" вариантов.

Развитие Речи, стихи, стихи для рисования, 6, учим стихи, Муха Р., хорошее настроение, Конашевич В.М., РКН, 8, a2/ТБУ, Наречия, говорение, Глаголы, раздаточный, a1/ТЭУ, методика, Местоимения, 5, картинки и фото, РКР, Маршак С.Я., РК2Р, РКИ, 4, иллюстрации, 10, уроки, 7

Previous post Next post
Up