Наречия.

Nov 15, 2011 00:15


Далеко, медленно, весело, хорошо, высоко, громко, грустно, близко, быстро, плохо, низко, тихо; и т.д.

Работа в несколько этапов:
первый: составить словосочетания; второй: расширить словосочетания до предложений.

1. На первом этапе важно обращать внимание ребенка на то, что эти слова описывают ДЕЙСТВИЯ (что происходит, что мы делаем, что "делается"). Они определяют КАК происходит действие, ГДЕ происходит, КУДА направлено.

2. На втором этапе надо помочь расширить набор предложений: Вы можете столкнуться с тем, что ребенок составляет предложения "об одном и том же": например, кричит и мяукает - по сути одно и то же; для пары противоположностей это допустимо (кричит громко - мяукает тихо), а вот появление второй похожей пары, (говорит-поет), а может и третьей (мычит - свистит) требует вмешательства взрослого.

Пояснение по п.2.
Я привела примеры "речевые": кричать, мяукать, говорить, петь, мычать, свистеть. Это, так сказать, "на уровне головы". Но у человека есть "действия" и на других уровнях. :) Например, на уровне груди - хлопать, стучать, держать, делать (руками вообще), лепить, рисовать, готовить, писать, мыть, одевать..; или на уровне ног - топать, танцевать, бегать, прыгать, скакать, сидеть, стоять, пинать.... На самом деле их, конечно же, больше. :) Но нам важно разобраться почему ребенок придумывает пары только из одной области. Что за этим стоит? Маленький словарный запас? Способ мышления "по аналогии"? Что-то еще?

Попробуйте проработать это так:
предложите придумать пары
--- для каждого "уровня (тела)" => вообще, что человек может делать (как в моих примерах);
--- о себе => что именно он/она умеет делать;
--- о других => что отличает других от тебя;
--- о живом объекте => сравнить двух животных;
--- о неживом; и т.д.
(Пожалуйста, не забывайте, что выполнение каждой дополнительной задачи требует дополнительного поощрения:).)

[Конечно - работа не на один день. В классе же - можно дать это задания для работы в группах, устроить лотерею - вытянуть карточку с изображение части тела "действия" которой надо описать, описать себя и родственника, себя и друга и т.д.]

В любом случае задача взрослого -- расширить область применения наречий и дать образцы бытового употребления и/или употребления в текстах. ( Бытовые: Мама говорит быстро. Бабушка читает медленно. Собака лает громко. Котенок мяукает тихо. Папа играет хорошо. Книжные: Крокодил хвастался громко. Лягушонок скачет весело. *Пляцковский*)

Последующие этапы работы:

3. Упражнять использование предложений со сменой позиции наречия: Дедушка храпит громко. <---> Дедушка громко храпит. ;-)

4. Упражнять конструкции с союзами И, А : Я говорю тихо, и папа говорит тихо. Я бегаю быстро, а бабушка бегает медленно.

5. Ввести в предложения слова-модераторы *очень*, *очень-очень*, *особенно*, *исключительно*.

6. Сравнительные степени: хорошо -- лучше, плохо -- хуже, далеко -- дальше, ловко -- ловчее...

7. Переносный смысл. Что значит "прыгать весело", "вести (себя) тихо", "капать грустно" и т.д.

Понятно, подобная работа не то, что можно сделать за неделю или две. Просто подумайте, где, когда и как это удобнее и оптимальнее сделать, и обращайте внимание ребенка при каждом удобном случе. :)

СдО. А вот так изучают наречия в селе Парканы: холодно, морозно, снежно, солнечно, здорово...

15, обучение, 6, РЕСУРСЫ, РабУр, Д/З, 8, занятия, СдО, pinterest, Наречия, Союзы, методика, РКР, СамРаб, РКИ, РК2Р, 10, ГрамРаб, ИНСТРУМЕНТАРИЙ, 7

Previous post Next post
Up