Про звуки и буквы.

Jan 09, 2014 12:37



Чтобы объяснить звук нужна... тишина. Пауза. Нужно образовать пару тишина-звук.

Дальше, поскольку в тишине можно только ее длину исследовать, то находим в тишине что-то отличное, -- звуки -- и начинаем исследовать их. (Подойдут любые музыкальные инструменты и/или шумелки.)

Сначала находим звуки в тишине, потом "сжимаем" тишину между звуками. Тишина может быть длинной и короткой. А звуки?
А звуки бывают одинаковые, похожие и разные, бывают короткие и длинные, а еще бывают громкие-звонкие, тихие-глухие, твердые и мягкие и еще, если похожие, то "парные".

[Гласные... Согласные...]

Гласная - возможность петь: переходить от высокого к низкому и обратно без остановки, это работа мышц, голосовых связок; у человека есть собственный (певческий) интрумент.

Согласная - шум; шумы бывают разные и иногда по тому, как "шумит" слово можно догадаться о его смысле: шуршит, скрипит, звонит, пищит...

Какие-то шумы короткие (т, п...), а какие-то могут быть долгими (с, р, ш...), их можно тянуть (но не получается петь).
Как отличить от гласных:
-- кладем ладонь себе на горло и поем о-о-о-о-о, выше и ниже. Что под пальцами? Толчки, дрожание, которые передвигаются вверх-вниз.
-- держим ладонь и говорим с-с-с-с-с; что в горле под пальцами? Ничего, звук во рту, между препятствиями: губами, зубами и языком. Просто воздух выходит, как из шарика.

Если ребенок знает буквы, то выписываем красным из азбуки или расскрашиваем прямо в ней гласные, т.е. те, которые смогли спеть.
Если ребенок букв не знает, то сначала знакомимся с азбукой, а позже играем во "Что как звучит/шумит? Кто как говорит/поет/шумит?" и "Имена".

На последующих занятиях
-- возвращаемся к тому, что звуки (в природе) бывают длинные и короткие -- выясняем от чего зависит долгота звуков в речи (от количества воздуха) и играем в "кто дольше"
-- выделяем, что еще бывают тихие и громкие и какие звуки в нашей речи громче?

Гласные и те, где чуть-чуть голоса все же добавлено, есть усилие -- звонкие согласные...
Заполняем толстым фломастером горизонтальную таблицу обнаруженных звонких: Ж, Р, Д, М... (Опять же даю исследовать буквы имени ребенка и имен членов семьи и странички с заданиями типа "что как звучит". )

Если поиграть во "включение-выключение" голоса: с ладонью на горлышке тянем Ж и "выключаем" голос (т.е. позиция языка и губ почти не меняется): что слышим? -- Ш. Тут надо показать пример, намекнуть ребенку, что ищем (з-с, д-т...). Предлагаем озвучить некоторые буквы -- обнаруживаем глухие согласные: голоса и усилия нет.
Фломастером потоньше заполняем вторую горизонтальную таблицу глухих согласных, ищем пары.

(Я записываю таблицы горизонтально -- потому что это "этажи" -- и выход на будущее объяснение чередования согласных в корне: жители одного этажа могут подменять друг-друга в словах (суХой - суШу, книГа-книЖка).

С громкостью-тихостью, т.е. звонкостью-глухостью разобрались. И снова возвращаемся к длительности, теперь уже у гласных.
И паузе, и шумам, и голосу важно длиться; почему? Без тишины не слышно звука, если звук короток, его трудно разобрать. А в человеческом инструменте, чем легче управлять, что легче "длить", тянуть? -- Гласные.
Это и есть ударение (интонация): гласный в слове, который произносим длиннее других. Учимся произносить гласный в складах и слогах то длинно, то коротко.

Из триединства гласный-согласный-пауза рождается речь.
(Мы забываем о паузе в речи и при чтении, а ведь владение ею существенно облегчает обучение, потому что это, как и в музыке, -- и озвучивание, и понимание, и письмо (расстояние между буквами, словами, пунктуация, и абзацы)).
Закономерно, возникает вопрос -- где и какие паузы надо делать?
Продолжаем упражнять склады (открытые слоги) и слоги (закрытые); выясняем, что в словах пауз нет, но мы можем схитрить и, для собственного удобства, разбить слово на части, чтоб было легче читать и писать.
Как удобней "хитрить": КО-РО-ВА или КОР-ОВА или, может, КОР-О-ВА, К-ОРО-ВА?

Для чего еще нужна долгота звука? Чтоб узнавать знакомое слово.
Рускоговорящим, читающим детям даю на примере омографа ДОРОГА. Раздаточный материал на каждого -- три карточки: полоска, кружочек, сердечко. На полоске быстренько рисуем машинку, в кружочке -- денежку, сердечко раскрашиваем.

Задание: покажите мне ту карточку, которая подходит к слову, которое я сейсас произнесу: дорОга, дорогА, дОрого. (Узкая дорога. Эта игрушка мне дорога. Не могу это купить -- очень дорого.) Детям постарше можно предложить самим найти подходящее (к картинке) слово, объяснив, что слова одинаково пишутся, очень-очень-очень похоже звучат, но означают очень разное. Почти все узнают "дорогу", записываю слово на доске, и начинаем думать что-же в слове может "длиться" по-другому.

Когда при чтении (на родном языке) затруднено понимание, чаще -- именно по причине того, что ребенок не может признать-опознать слово. Если слово пропеть, то услышать ударение и восстановить смысл, распознать, гораздо проще.


Технически, да, чтение -- озвучивание, декодировка букв. Но чтение -- это много-много больше.

pinterest, обучение, ЗвукРаб, 6, 5, методика, 4, 8, занятия, 7, чтение

Previous post Next post
Up