Запрос. Паразитные словечки. "...сначала было смешно, а сейчас уже не до смеха, повторяет это слово каждый раз, да в тему..." (3 года.)
Вы удивитесь, но лингвисты установили, что слов-паразитов не существует. А все частицы, междометия, союзы, эвфемизмы и пр. имеют самостоятельную коммуникативную роль и, более того, все они обладают собственными инвариантными значениями, которые накладываясь, решают уникальную коммуникативную задачу. Об этом не любят говорить широко, потому что придется слишком много учебников переписать, ну, и кое-какие авторитеты пошатнутся... Ребенок научился, потому что это коммуникативно значимо, и, как вы сами и отмечаете, -- употребление "каждый раз ,да в тему" -- самое лучшее тому подтверждение. Определите значение, подберите синонимы, запишите варианты шрифтом покрупнее (+ несколько чистых полосок + карандаш) и положите где-нить поближе, чтоб под рукой, скажем, в вазу с фруктами. И договоритесь о том, что: когда ребенок или вы сами по привычке выскажетесь, то другой выбирает из списка подходящий синоним/ы и переформулирует, а первый (если согласен) повторяет следом "приличный" вариант.
-- Ну, блин! - греб**ый карандаш! -- восклицает ребенок, когда сломался карандаш. Вы выбираете из списка восклицание "да что ж такое-то!" и слово "отвратительный" и зачитываете: "-- Да что ж такое-то! -- опять этот отвратительный, отвратительный (да, тут повтор) карандаш!" Если ребенок согласен, что так тоже передаются его чувства -- он повторяет. Получаем на одно высказывание два повтора альтернативного варианта.
Особенность, всех этих слов, как и у мата, в том, что они аккумулируют очень много значений.
[зы 1.]зы 1. Добавлю. Обычно такие словечки подобранные лет в 9-13 становятся постоянными -- это в какой-то степени если не осознанный, то опробованный и "отобранный" набор. А вот если ребенок у вас маленький (3-8) -- лучший способ отучить -- это нейтральное подкрепление -- т.е. не реагировать вообще: 0 (ноль) эмоционального отклика. Нет реакции -- коммуникативная задача не решается, и человек продолжает искать среди других слов подходящие формулы. Если же вы хвалите или ругаете, то мозг (не ребенок, мозг) решает, что "ага, так тоже можно", и дальше начинается как бы "тюнинг" значения выражения.
Вариант с синонимами, который я выше описала -- это если "негативное подкрепление" уже произошло: наругали, объяснили, посердились. Когда вы уже эмоциональный отклик дали и воспитательную беседу провели, а ребенок снова повторяет, и вы повторяете.. Все согласны, что плохо, ну а делать-то что? Вот тогда на основе договора и согласия о взаимопомощи и попробуйте.
[зы 2.]зы 2. Если ребенку 3-8 Переходите снова на нейтральное подкрепление: трех-пяти-летка не понимает почему нельзя/не хорошо так говорить, но чувствует и понимает, что это каким-то образом "среди людей" важно. После проведенных бесед займет больше времени, но, поверьте, это лучший способ. Это трудно, потому что кажется, что мы "плохо воспитали", да и "что скажет княжна?!"(ц.)
Просто подумайте вот о чем. Первое, детей воспитывают не только родители. Что бы там не говорили книжки и головы с экранов, -- детей воспитывает "деревня" -- т.е. все, что ребенка окружает. Родители ведут ребенка по дороге, но на то, что слева и справа от дороги, родители могут влиять лишь отчасти. Это я к тому, что даже если словечки ребенок подхватил от вас, это не значит, что вам должно быть настолько стыдно, чтоб детку тут же перевоспитывать. Вы как-то с этими словами живете? Вот и ребенок поживет пока: появятся воля и самоконтроль -- научится и контролировать и оценивать ситуации, когда стоит рот открывать, а когда потерпеть. Не переживайте. Лучше отметьте себе, что дитятко правильно выражение использует, значит есть задатки и языковые, и скорее всего музыкальные + личностные интеллекты тоже, скорее всего, не на последнем месте. Короче, я к чему. Если вы перестанете стыдиться, что у ребенка период "обкатывать на языке" словечки, и что эти словечки именно от вас, то и "не замечать" этих упражнений будет гораздо проще.