Как писать: лаЯт или лаЮт?

Mar 14, 2021 17:19

Трудный случай. Вопрос.

"...вот есть слово "лаЯть", мы знаем, что оно 1 спр, поэтому его окончание в 3л мн ч -ют, "лаЮТ". Но ребенок пишет "лаИТЬ", дальше определяет его как 2 спр и в таблице находит "правильное" окончание -ят, лаЯТ."
Что делать?



После гласных (в глаголах с усекаемой основой) перед -ть пишутся буквы И или Я.
Ваш случай: ла-я-ть - усекаемая основа - ла-ю, ла-ет -- Я выпала)
--> Буква И пишется после гласного О, напр.: стоить, строить, успокоить.
--> Буква Я пишется после гласных А, Е, У, напр.: лаять, таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять. Исключения: глаголы драИть и клеИть, где после гласных а и е пишется И.

Для билингвов вариантов работы три:

0.1. Близкий к уровню РКР (русский_родной): ввести понятие усекаемая/неусекаемая основа (и выучить два исключения).
Работа с основой -- высокий уровень, но в русском на тип основы много "завязано", поэтому вводить понятие основа имеет смысл, особенно со старшими, + с образованными студентами, + с теми, у кого хорошо обстоят дела с письменной речью
С точки зрения спряжений У(усекаемая) и НУ (неусекаемая) основы работают так:
I спряжение от обоих типов основ и от У (усекаемой), и от НУ(неусекаемой).
II спряжение -- только от У (усекаемой).
Значит, глаголы с НУ -- всегда только I спряжения.
Глаголы с Усекаемой основой на гласный (кроме О) --> тоже I спряжения (кроме клеИть и драИть).

1.1. Уметь разъяснить про основы полезно еще и для осободотошных, которые непременно желают знать "почему-именно-так". (тут смайлик "рука-лицо")
В скобках замечу, что на все "почему" дотошных иногда достаточно просто разок-другой продемонстрировать разбор, показывая, что объяснение имеется, и вы им владеете, а потом дать всей группе задание выучить исключения, а всех желающих разбираться дальше/глубже пригласить на дополнительное занятие (по принципу "все вопросы после уроков"). Тут главное свободы выбора не предлагать:). В данном случае помогает еще аналогия с таблицей умножения.
Можно записывать пример в виде сложения и пересчитывать, прибавляя, а можно записать укороченно в виде "столбиков", запомнить и пользоваться.

0.2. Представлять глаголы по принципу РКИ с привязкой к модели, но по мере появления глаголов обратить внимание еще и на этот ряд, ориентируясь на слово-помощник ПРИПАЯТЬ (Я под ударением).
"Всё пиши, как припаять -
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.
Этот путь дает представление, о группах и моделях; и дает основу понимания, что причины "почему так" конечно же есть, но "сейчас проще запомнить".

0.3. Просто исправить, когда ошибка повторится -- обратить внимание и выучить ряд слов из стихотворения выше.

[Тексты, которые помогут запомнить правописание]Тексты, которые могут помочь запомнить правописание:

1. Переделанный рифмованный текст по стихотворению А. Барто "Она с утра лежит, не лая"

Она с утра лежит не лая,
Моя собака пожилая.
Лежит и смотрит не ворча,
На прилетевшего грача.

Тут работает рифма "лая - пожилая".

2. Поговорка:
Собачка лает - хозяину весть подаёт.

3. С поговоркой вместе сработает рифмовка "Злая собака".

"Злая собака"

Вот человек шагает, --
Собака громко лает.
Машина проезжает, --
Собака громко лает.
Мальчишка пробегает, --
Собака снова лает.
Она предупреждает,
Что дом свой ораняет.

fb/фб, Глаголы, РКР, РабУр, РК2Р, РКН, Барто А.Л., пословицы-поговорки, ГрамРаб

Previous post Next post
Up