"...вот есть слово "лаЯть", мы знаем, что оно 1 спр, поэтому его окончание в 3л мн ч -ют, "лаЮТ". Но ребенок пишет "лаИТЬ", дальше определяет его как 2 спр и в таблице находит "правильное" окончание -ят, лаЯТ." Что делать?
После гласных (в глаголах с усекаемой основой) перед -ть пишутся буквы И или Я. Ваш случай: ла-я-ть - усекаемая основа - ла-ю, ла-ет -- Я выпала) --> Буква И пишется после гласного О, напр.: стоить, строить, успокоить. --> Буква Я пишется после гласных А, Е, У, напр.: лаять, таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять. Исключения: глаголы драИть и клеИть, где после гласных а и е пишется И.
Для билингвов вариантов работы три:
0.1. Близкий к уровню РКР (русский_родной): ввести понятие усекаемая/неусекаемая основа (и выучить два исключения). Работа с основой -- высокий уровень, но в русском на тип основы много "завязано", поэтому вводить понятие основа имеет смысл, особенно со старшими, + с образованными студентами, + с теми, у кого хорошо обстоят дела с письменной речью С точки зрения спряжений У(усекаемая) и НУ (неусекаемая) основы работают так: I спряжение от обоих типов основ и от У (усекаемой), и от НУ(неусекаемой). II спряжение -- только от У (усекаемой). Значит, глаголы с НУ -- всегда только I спряжения. Глаголы с Усекаемой основой на гласный (кроме О) --> тоже I спряжения (кроме клеИть и драИть).
1.1. Уметь разъяснить про основы полезно еще и для осободотошных, которые непременно желают знать "почему-именно-так". (тут смайлик "рука-лицо") В скобках замечу, что на все "почему" дотошных иногда достаточно просто разок-другой продемонстрировать разбор, показывая, что объяснение имеется, и вы им владеете, а потом дать всей группе задание выучить исключения, а всех желающих разбираться дальше/глубже пригласить на дополнительное занятие (по принципу "все вопросы после уроков"). Тут главное свободы выбора не предлагать:). В данном случае помогает еще аналогия с таблицей умножения. Можно записывать пример в виде сложения и пересчитывать, прибавляя, а можно записать укороченно в виде "столбиков", запомнить и пользоваться.
0.2. Представлять глаголы по принципу РКИ с привязкой к модели, но по мере появления глаголов обратить внимание еще и на этот ряд, ориентируясь на слово-помощник ПРИПАЯТЬ (Я под ударением). "Всё пиши, как припаять - Сеять, веять и лелеять, Таять, лаять, хаять, блеять, Чуять, каяться, затеять И надеяться, и реять, Маяться, но не отчаяться. Этот путь дает представление, о группах и моделях; и дает основу понимания, что причины "почему так" конечно же есть, но "сейчас проще запомнить".
0.3. Просто исправить, когда ошибка повторится -- обратить внимание и выучить ряд слов из стихотворения выше.
3. С поговоркой вместе сработает рифмовка "Злая собака".
"Злая собака"
Вот человек шагает, -- Собака громко лает. Машина проезжает, -- Собака громко лает. Мальчишка пробегает, -- Собака снова лает. Она предупреждает, Что дом свой ораняет.