РКИ тестирование. Журнал "Русский Язык" 2007

Apr 10, 2020 01:26

Материалы для тестирования
по русскому как иностранному
учащихся 9-15 лет.
На портале "1 сентября". Журнал "Русский язык" №10/2007


Пояснительная записка

Настоящие тестовые материалы предназначены для проведения тестирования по русскому языку как иностранному (устные и письменные виды речевой деятельности) среди детей в возрасте от 9 до 15 лет. Главная задача тестирования - определение образовательных перспектив школьника, то есть выявление возможностей тестируемого обучаться в общеобразовательной московской школе на общих основаниях с другими детьми. Если тестируемый не справляется с предложенными заданиями и не может ответить на поставленные вопросы, ему рекомендуется перед поступлением в общеобразовательную школу пройти курс обучения по специальной методике «русский как иностранный» (РКИ). Главная цель курса обучения - практическое овладение русской устной и письменной речью, формирование коммуникативной компетенции, то есть умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях. Практическое овладение русской речью позволит учащимся понимать своих сверстников и учителей и общаться с ними. Эта языковая подготовка позволит детям зарубежных мигрантов мягко включиться в учебный процесс и приступить к систематическим занятиям по программе российской школы.
Тестирование должно осуществляться квалифицированными педагогами, владеющими методикой обучения русскому языку как иностранному.
Поскольку оцениваются не только письменные, но и устные виды речевой деятельности (аудирование и говорение), что исключает повторный анализ результатов, в целях обеспечения объективности тестирование должна проводить комиссия.
По результатам тестирования комиссия может дать рекомендацию по языковой подготовке и составить заключение описательного характера, не содержащее квалификационной оценки.

[Материалы для письменного тестирования]Материалы для письменного тестирования
Задание № 1. Подберите прилагательные (3) к данным существительным (город - большой, маленький, провинциальный).

Здание -

семья -

погода -

спектакль -

зима -

чай -

Задание № 2. Продолжите логический ряд (5 слов) (мебель - стол, стул, кровать, диван).

Одежда -

овощи -

напитки -

посуда -

обувь -

транспорт -

Задание № 3. Закончите предложение.

Я смогу сегодня погулять, если ____________ .

Я получил бы хорошую оценку, если бы ____________ .

Задание № 4. Ответьте на вопросы, используя предлоги у, около, рядом.

Где ты будешь ждать меня?

Где находится твой дом?

Где вы живете?

Задание № 5. Напишите фразы обратного значения (Я поставил вазу на окно. - Я убрал вазу с окна.)

Мы повесили картину на стену.

Он положил вещи в мой стол.

Родители ушли в театр.

Задание № 6. Выберите нужные глаголы и поставьте в нужной форме.

Зачем ты каждый день ____________ все книги в школу? (Нести - носить.)

Куда ты _____________ эту коробку? (Нести - носить.)

Смотри, какая большая рыба ____________ мимо нашей лодки. (Плыть - плавать.)

Наташа боится воды, потому что совсем не умеет ____________. (Плыть - плавать.)

Дети ____________ по двору и кричали. (Бежать - бегать.)

Как быстро ____________ время. (Бежать - бегать.)

У этих птиц не развиты крылья, поэтому они не ____________ . (Лететь - летать.)

Высоко в небе ____________ самолет. (Лететь - летать.)

Огромная змея ____________ прямо на нас! (Ползти - ползать.)

У нас тут везде ____________ змеи. (Ползти - ползать.)

Он живет недалеко от школы и каждый день _____________ туда пешком. (Идти - ходить.)

Сегодня, когда он ____________ по улице, он встретил друга. (Идти - ходить.)

Каждый день я ____________ на работу на трамвае. (Ехать - ездить.)

Когда я был маленький, моя бабушка часто _____________ меня гулять на бульвар рядом с домом. (Вести - водить.)

Задание № 7. Вставьте местоимения его, ее, их, свой (в нужной форме).

Он познакомил меня (с) ____________ друзьями. ____________ друзья учатся в институте.

Мои братья и ____________ друзья играют в одной футбольной команде.

Сестра показала мне ____________ сочинение. ____________ сочинение мне очень понравилось.

Задание № 8. Вместо точек поставьте одну из частиц: -нибудь или -то.

Он сказал мне что-_______ важное, но я не могу вспомнить, что именно.

Расскажи мне, что-_______ интересное.

Пусть кто-_______ откроет окно.

Неожиданно я столкнулся с кем-_______ в темноте.

Мы услышали, что кто-_______ вошел в комнату.

Они о чем-_______ громко спорили на кухне.

Задание № 9. Выберите правильный вариант в скобках и подчеркните.

1. Вы говорите _______? (Русский, по-русски, русский язык.)

2. _______ ты был? (Где, откуда, куда.)

3. Я всегда смотрю новости _______ телевизору. (На, по, в.)

4. Я часто хожу _______ музеи. (В, на.)

5. Мы смотрели футбол _______ стадионе. (В, на.)

6. Иван _______ в школе или работает? (Учит, учится.)

7. Как _______ эта улица? (Зовут, называется.)

8. Как _______ твою кошку? (Зовут, называется.)

9. Наша семья переехала в _______ дом. (Новом, новый, нового.)

10. Недавно я прочитала _______ книгу. (Интересная, интересной, интересную.)

11. Мы живем на _______ этаже. (Четвертого, четвертый, четвертом.)

12. Сегодня _______ много уроков. (Я, у меня, мне.)

13. _______ ты поедешь к бабушке? (Кто, с кем, кому.)

14. Они вернулись домой из _______ . (Школы, школу, школа.)

15. Вчера я разговаривал _______ . (Отца, отцу, с отцом.)

16. Мы пригласили в гости _______ . (Друзья, друзьям, друзей.)

17. Валя начала заниматься _______ . (Математика, математикой, математику.)

18. Мы смотрели этот фильм вместе _______ . (Друзей, с друзьями, о друзьях.)

19. У меня две _______ . (Сестры, сестре, сестру.)

20. Наташа болела девять _______ . (День, дня, дней, дни.)

21. Дедушка приедет _______ . (Субботу, субботы, в субботу.)

22. Мы отдыхали в деревне _______ . (Месяц, месяце, на месяц.)

23. Мой друг любит _______ в шахматы. (Играет, играл, играть.)

24. Что вы сказали? _______, пожалуйста! (Повторите, повторяйте, повтори.)

25. Ты уже _______ изложение? (Писал, написал.) Начинай проверять!

26. Весь вечер Антон _______ сочинение. (Писал, написал.)

27. Мама любит, _______ папа играет на гитаре. (Когда, потому что, почему.)

28. Я не знаю, _______ она пошла. (Когда, куда, где.)

29. Брата нет дома, и я не знаю, _______ он придет. (Где, куда, когда.)

30. Аня много читает, _______ она часто ходит в библиотеку. (Потому что, поэтому.)

31. Я часто бываю на стадионе, _______ люблю футбол. (Потому что, поэтому.)

32. Дима не знает, _______ он будет делать в субботу. (Что, чтобы.)

33. Мама сказала Саше, _______ он купил хлеб. (Что, чтобы.)

Задание № 10. Замените словосочетание одним словом (дать согласие - согласиться).

Принять решение -

начать петь -

слегка открыть дверь -

закончить читать (книгу) -

Задание № 11. Подберите по одному антониму к данным словам (купить - продать).

Здороваться -
начать -

войти -

тихая (улица) -

здоровый (ребенок) -

забыть -
свежий (хлеб) -

подъехать -

старая (газета) -

старший (сын) -

Задание № 12. Подберите по одному синониму (слово, близкое по смыслу) к данным словам (некрасивый - безобразный).

Ругаться -
ненастный -

красивый -

приветствовать -

опрятный -

ласковый -
бесстрашный -

огромный -

беседовать -

трудиться -

Задание № 13. Назовите одним словом. (Люди, у которых одинаковые имена, - тезки).

Люди, у которых одинаковые фамилии, -

Дети, которые еще не ходят в школу, -

Ученики одного класса -

Те, кто живет рядом, недалеко друг от друга, -

Задание № 14. Изложение.

Заблудились

Алеша, Семен и Иван жили летом на даче. Однажды они пошли в лес за грибами, долго ходили по лесу и не заметили, как и заблудились. Стало темнеть. Ребята стояли в чаще леса и не знали, куда идти. Вокруг были высокие сосны. Алеша и Семен испугались, а Ваня догадался влезть на высокую сосну. Он увидел дорогу в деревню, понял, в какую сторону надо идти, и привел друзей домой.

Материалы для устного тестирования
Задание 1. Ситуативные задания.

1. Ты встречаешь свою учительницу. Что ты скажешь ей? (Утром, днем, вечером.)

- Здравствуйте! (Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здравствуй!)

2. Ты опоздал(а) на урок. Что ты скажешь учителю, когда войдешь?

- Извините, пожалуйста! Можно войти?

3. В твой класс пришел новый ученик. Что ты сделаешь? Как познакомишься с ним?

- Здравствуй! Меня зовут _______ . А как тебя зовут?

4. На уроке ты захотел в туалет. Что ты скажешь учительнице?

- Извините, можно выйти?

5. Сегодня праздник. Ты встречаешь свою учительницу. Что нужно сказать? Как ты ее поздравишь?

- Здравствуйте! Поздравляю вас с праздником!

6. В автобусе много пассажиров, тебе нужно выходить. Что надо сказать пассажирам впереди тебя?

- Вы выходите на следующей остановке?

- Разрешите пройти, пожалуйста.

7. Ты вошел в автобус и увидел друга, но в автобусе много пассажиров. Что надо сказать, чтобы пройти к другу?

- Извините, можно пройти?

8. Тебе нужно отправить письмо, но ты не знаешь, где почта. Как узнать, где она находится?

- Извините, вы не знаете, где находится почта?

9. Ты едешь в трамвае, нужно купить билет, а пройти трудно. Что надо сказать?

- Передайте, пожалуйста, за проезд (на один билет).

10. В трамвае ты случайно толкнул женщину. Что нужно сказать?

- Извините, я вас случайно толкнул(а).

11. Ты встретил друга. У него сегодня день рождения. Что ты ему скажешь?

- Здравствуй! Поздравляю тебя с днем рождения!

12. Как ты поздравишь своего учителя с днем рождения?

- Здравствуйте! Поздравляю вас с днем рождения!

13. У тебя скоро день рождения. Как ты пригласишь своего друга (друзей)?

- У меня в воскресенье день рождения. Приходи, пожалуйста. Мы собираемся в три часа.

14. Тебя пригласили на день рождения. Но ты не можешь прийти. Как ты ответишь на приглашение?

- Извини, пожалуйста, я не могу прийти.

15. Ты в музее. Тебе надо в буфет. Как ты спросишь, где он находится?

- Извините, вы не знаете, где здесь буфет?

Задание № 2 (аудирование). Послушайте и расскажите.

Петух и краски

Нарисовал Вова петуха, а раскрасить его забыл. Пошел петух гулять.

- Почему ты весь белый? - удивилась собака. - Иди к краскам. Они тебе помогут.

Пришел петух к краскам и просит:

- Краски, помогите мне, пожалуйста.

- Хорошо, - сказали краски.

Красная краска раскрасила гребень и бородку.

Синяя краска - перышки на хвосте.

Зеленая - крылья.

А желтая краска раскрасила грудку.

- Вот теперь ты настоящий петух, - сказала собака.

Задание № 3 (чтение). Прочитайте.

Жадная собака

Бежала собака с куском мяса в зубах по мосту через реку. Увидала собака себя в воде и подумала, что это другая собака. Залаяла она и бросилась в воду - отнимать мясо у другой собаки.

Ни собаки, ни мяса она в воде не нашла, а свой кусок потеряла.

Задание № 4. Ответьте на вопросы:

1. Какие вы знаете пословицы и поговорки? (2-3.)

2. Какие вы знаете сказки? (2-3.)

3. Каких русских писателей вы знаете? (2-3.)

4. Каких русских поэтов вы знаете? (2-3.)

5. Какие стихи вы знаете? (2-3.)

6. Какие песни вы знаете? (2-3.)

7. Какие города России вы знаете? (2-3.)

8. Какие реки России вы знаете? (2-3.)

9. Назовите самое красивое место в Москве.

10. Какие станции метро вы знаете? (2-3.)

11. Какие праздники отмечают в России? (2-3.)

12. Какие русские национальные игрушки вы знаете?

13. На каком языке говорят у вас дома?

Ответ запишите полностью, детально.

КАЛЕНКОВА О.Н.,
канд. филол. наук, ведущий научный сотрудник кафедры международного образования МИОО,
руководитель лаборатории методики обучения РКИ в школе;
ФЕОКТИСТОВА Т.Л.,
доцент, заведующий кафедрой русского языка МВВКУ

a2/ТБУ, тест, автор, a1/ТЭУ, b1/ТРКИ-1, РКИ, РКН, ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Previous post Next post
Up