Вынесенный комментарий.

Jan 22, 2013 15:35

"Скажите, пожалуйста, а как современная психология относится к тому, что ребенок, ну, скажем, дошкольник 4-5 лет сваливает регулярно все свои плохие поступки на несуществующего вымышленного персонажа."
"...как правильно взрослый человек должен реагировать на это явление."
к посту:
http://psy-baby.livejournal.com/2228586.html?view=comments

Что бы "правильно реагировать" необходимо понимать суть, и задуматься: что именно вызывает защиту.



Фото со страницы ПАПАШИ в фейсбуке.

[Spoiler (click to open)]

Список психологических защит есть в викки, и можно еще вот тут посмотреть: http://rabota-psy.livejournal.com/64586.html

Следует учитывать одну деталь: во фразе "что именно вызывает защиту" что - стоит во множественном числе.
Это всегда комплекс: особенность психики ребенка + степень ее зрелости + нагрузка со стороны + особенность психики взрослого/ых.
Поэтому и "правильное" реагирование - сначала обдумать; а универсального ответа может и не быть. :)

Хотя, думается, юмор - вполне уместен; и как защита для взрослого, когда крайне жалко, скажем, обои и времени на их переклеивание, и как разрядка напряженной атмосферы (для ребенка).
Сожаление может сработать: "жаль, что Тусик, ушел - мы бы ему объяснили, что так плохо поступать, и показали бы как надо... и поиграли бы вместе с ним. А теперь он играл, а нам с тобой - убирать, жаль..."

К тому, что взорослые называют фантазией (соединенние несоединимого) подобные проявления имеют мало отношения. Это "придумка" со смыслом - цель которой - избежать невыносимой нагрузки. Чаще всего "невыносимость" для ребенка создает убеждение окружающих его взрослых, что "понимать" = "контролировать". Попросту говоря, к человечку предъявляются завышенные требования.

В развитии психики есть этапы, когда тот или иной орган "учит" мозг. Самым важным таким "учителем" является рука.
Не голова ставит цель - "я буду лепить лошадку, для этого надо ....", а рука берет пластилин и... голова внимательно наблюдает за тем, что делает рука. :) Более того, "ум" активно в процессе участвует: например, оценивая качества...
---> движений (тогда клавиатура окажется залеплена с особой тщательностью);
---> цветового баланса (и кусочки пластилина на окне разместятся в гармоничном цветовом сочетании);
---> предыдущих умозаключений (и, раз мама любит цветы, то ее пальто украсится клеевой аппликацией из цветов, аккуратно вырезанных со скатерти или занавески)...

Практически всегда, ребенок обнаруживает и оценивает сотворенное или уже в присутствии взрослого, или вспомнив о взрослом (мама из кухни окликнула). Сам, опираясь на внутренние структуры, он этого делать еще не умеет.
Часто так и бывает: ребенок сто раз за день может оценивать других и их поведение, проговаривая взрослому что и как те, другие, делают неправильно; и родитель млеет от счастья: "он/а у меня такой умный/ая, так все понимает", а потом - бац - и на белом ковре грязью с улицы "вытоптана" зебра. :)
То, что ребенок рассуждает о хорошо-плохо совсем не значит, что он уже полностью овладел навыком САМОконтроля.

Причина? Незрелость: http://www.psychologos.ru/articles/view/polevoe_povedenie.
Слышали когда-нибудь, как люди говорят о своем времени в сети: "утром зашел/а почту проверить, а уже вечер"? Из той же оперы.

Так что к юмору и жалости можно добавить еще пару способов реагирования - вопрос. Особенно если ребенок уже оценивал в разговорах подобную произошедшей ситуацию.
И напоминание, когда ребенок занимается, а родитель через некоторые промежутки (да, может и по таймеру!) спрашивает о прогрессе: "как поживает твой снеговик? ... а на чем он стоит?.... у него уже есть туловище?.....а голова?,.... а лицо?..... а на голове что-то будет? что?....
Способы можно и нужно комбинировать. :)

Возможно, конечно, и такое, что вышеупомянутый снеговик окажется на дверце шкафа или экране компьтера:), но это означает, что или ребенка пока нельзя выпускать из поля зрения потому, что мал, или он относится к "идейным", для который нормально "подметывать" окружение под свою ситуацию. Именно последних чаще всего обвиняют в "злонамеренности", которые "как нарочно" все делают. Что интересно - взрослые в какой-то мере правы: нарочитость присутствует. Только у нее другой характер: импульсивный и такой силы, что ребенок не в состоянии совершать промежуточные оценки своей деятельности. Таких детей тоже нельзя оставлять без присмотра, потому что сила желания реализовать идею настолько сильна, что любая отсрочка - невыносима. Именно эти дети придумывают положить пластилин на батарею или в кипящий чайник, - чтоб не ждать (читай не мучиться) пока он согреется в ладонях.

Если ребенок постоянно зовет на помощь вымышленные персонажи, то и тут может быть несколько причин, но чаще всего - это неадекватная реакция взрослых. Заковыка вот в чем: реакция родителей чаще всего вполне адекватна стоимости испорченных обоев, ковра, антикварной мебели, но поскольку ребенку товарно-денежная категория социальных взаимоотношений взрослого мира неизвестна, то в его глазах эта реакция оказывается пугающе-неадекватной. Дети не способны понять, что сердятся не на них (или не только на них), но на всю ситуацию в целом, и эгоцентрично приписывают все своим действиям. А неумение разобраться в причинах, как раз и порождает к жизни "Тусиков", призванных "разделить" или даже "принять на себя" лавину взрослого недовольства.

игры, 6, 5, консультации, 4, 2, семейная консультация, 3, психология

Previous post Next post
Up