Когда слово дается трудно, попробуйте прочесть его с конца.
Jun 15, 2018 08:08
Отписалась в посте в группе Сторителлинг в РКИ (TPR Storytelling) по поводу “чтения наоборот” или "метода обратного чтения” трудных слов (с конца слова).
В посте речь про книгу советов полиглота. Я не очень люблю такие советы одаренных обычным людям, наверное, потому, что мне они как-то мало помогают. Но прием чтения с конца использую уже очень давно. И вообще считала его своим изобретением. Пока одна учительница музыки не просветила, что у певцов прием как бы и без меня давно в ходу. Гордится изобретением мне это почему-то не мешает. :)
На фонетически трудных словах работает отлично, а на числительных второго десятка приему и вовсе цены нет. [Дублирую коммент, может кому сгодится.]Дублирую коммент, может кому сгодится.
"В начале урока включаю в фонетическую разминку числа первого десятка.
Дальше так. Сначла “вычитываем” произношение по этому методу с конца, и сразу с правильным ударением: я заранее говорю, что слово длинное, и как только появится буква со знаком ударения видимую часть слова надо будет всегда читать с этим ударением, а пока ударения не видно -- четко и спокойно с понижением. -ь (?) -ть -ать -цать Слава богу, в числительных второго десятка ударение по формам не прыгает. :)
Отрабатываем -цать-, как появляются -д- и -а-д-, возникает вопрос, как удобнее произносить -- вспоминаем про оглушение. На -надцать- закрепляем.
(Я с чтением наоборот работаю на магнитной доске, удобно и быстро + тут же ставлю ударения над нужной буквой и пишу транскрипцию.)
Не закончив первого слова, останавливаюсь на этом -надцать- и выставляю второе, предлагая “закрепить”, только теперь добавляю вариант с ударением на -а- в -над-.
Отрабатываем варианты чтения с ударением и без. Дальше выбираю 11 (или 14) для слова без ударения на -а- (зависит от сложностей с -ы- и общим произношением) и одно из 12, 13, 15.
Дочитываем два выбранных слова: видим схожесть написания и слышим разницу в ударении. Переходим на чтение этих слов с начала, слева направо. (хвалю)
Записываю эти слова одно под другим (с пропусками для других числительных), проставляю во всех строках столбика нужные числа, выделяю гласные в словах.
Читаем тем же способом и записываем следующие два слова 14 и, скажем, 15; предлагаю рассмотреть получившейся столбик, записать оставшееся слово и “сгенерировать” его звучание (первый десяток повторяли на разминке), поставить ударение и правильно произнести/прочитать. (Предполагаю, что они должны “увидеть" ударение на втором слоге и выбрать ударение -нАдцать. Потому что запись в столбик, гласные выделены;
Если затрудняются -- записываю слово (снова с конца), но уже без чтения вслух. + заношу его в столбик к другим словам.
У меня (обычно) билингвы разных уровней, у них (обычно) есть языковая догадка, что можно адаптировать для РКИ -- надо смотреть.
По словообразованию: Когда все слова в столбик и цифры в столбик на доске -- прошу найти “общие” части для цифр и для слов. Находим. * -дцать- ==> 10 * -на- ==> “похоже" на предлог НА * + название цифр первого десятка * видно, почему в 11 два -нн-
для наглядности показываю картинки весов, рисую весы и “кладу” на чашу сначала примерный вес -- “десять", а потом на него добавочный “точный": один-->на-->дцать.
Медицинские весы работают по такому же принципу: выставляется приблизительный вес на нижней линейке, а потом к нему добавляются/на него НАваливаются или НАвешиваются дополнительные разновесы.
Что имеем в итоге: -- оглушение: -дцать- -- редукция: [а]динадцать, дв[и]надцать -- ударение (оно устойчиво на втором слоге и понятно, когда подряд считаешь, добавляя по одному, - как будто действительно стоишь у весов и мечешь на чашу гири), -- беглая гласная с чередованием, десять - дцать (никто в падежах потом не спрашивает “почему?”) -- сложное слово, “ребята для русского важно помнить о корнях” и узнавать родственные слова, -- удвоение -- один+на -- значения предлога НА (навесить/положить сверху).
Числа с 16 по 19 идут на другой урок, и я прошу не упражнять их дома самостоятельно, а отрабатывать только первые пять этого урока. На 18 иногда даю форму “осьмнадцать” (и осьминог от нее), потом переправляю на современное восемнадцать с сохранением прежнего ударения + 19 по аналогии. Но опять же, -- у меня билингвы."