Пару дней назад в обсуждении сложностей запоминания стихов, я говорила, что часто преодолеть трудности помогает предтекстовая работа: предварительное воссоздание/проигрывание/разбор ситуации с подбором слов (из текста) для описания. Т.е. вместо предъявления текста и последующего поиска схожих ситуаций в опыте ребенка и вытягивания эмоционального отклика, мы сначала вызываем отклик и/или пробуждаем память, а потом предъявляем стихотворение.
Говоря “графически”, --> первый вариант прорисовывает в ментальном и языковом опыте некий “отрезок прямой”, ограниченный текстом и частью опыта: “там (в стихах), как у меня...”; и если подходящего опыта у ребенка не окажется, то получится “в стихах так-то...”. В центре внимания стихотворение. Эмоциональное включение исчезает, интерес улетучивается. --> второй -- игра-текст-опыт -- обрисовывает некоторую область: “у меня, как в стихах, а в стихах, как у меня”; даже если у ребенка не окажется собственного подходящего опыта, предварительно обыгранная ситуация “выведет" ощущения на “я играл/знаю как в стихах”. В центре внимания собственный опыт. Эмоциональное включение остается, интерес удерживается дольше.
Предлагаю вашему вниманию два стихотворения Агнии Львовны Барто.
Я дверь открыл своим ключом. Стою в пустой квартире. Нет, я ничуть не огорчён, Что я в пустой квартире.
Спасибо этому ключу! Могу я делать, что хочу,- Ведь я один в квартире, Один в пустой квартире.
Спасибо этому ключу! Сейчас я радио включу, Я всех певцов перекричу!
Могу свистеть, стучать дверьми, Никто не скажет: "Не шуми!" Никто не скажет: "Не свисти!" Все на работе до пяти!
Спасибо этому ключу... Но почему-то я молчу, И ничего я не хочу Один в пустой квартире.
Возраст 7-10 лет. Дети постарше; предтекстовую работу можно основывать на вопросах. Даже если не у всех есть опыт “пребывания одному”, то уж опыт "перемены настроения" к семи годам есть у всех. Текст от имени мальчика. Стихотворение отлично сочетается с песней Г.Гладкова и А.Кушнера “Пой, Вася!” (другое название “Не шумите!”).