Стихи, которые все же “учатся”. :)

Jan 30, 2018 13:48

Пару дней назад в обсуждении сложностей запоминания стихов, я говорила, что часто преодолеть трудности помогает предтекстовая работа: предварительное воссоздание/проигрывание/разбор ситуации с подбором слов (из текста) для описания. Т.е. вместо предъявления текста и последующего поиска схожих ситуаций в опыте ребенка и вытягивания эмоционального отклика, мы сначала вызываем отклик и/или пробуждаем память, а потом предъявляем стихотворение.

Говоря “графически”,
--> первый вариант прорисовывает в ментальном и языковом опыте некий “отрезок прямой”, ограниченный текстом и частью опыта: “там (в стихах), как у меня...”; и если подходящего опыта у ребенка не окажется, то получится “в стихах так-то...”. В центре внимания стихотворение. Эмоциональное включение исчезает, интерес улетучивается.
--> второй -- игра-текст-опыт -- обрисовывает некоторую область: “у меня, как в стихах, а в стихах, как у меня”; даже если у ребенка не окажется собственного подходящего опыта, предварительно обыгранная ситуация “выведет" ощущения на “я играл/знаю как в стихах”. В центре внимания собственный опыт. Эмоциональное включение остается, интерес удерживается дольше.

Предлагаю вашему вниманию два стихотворения Агнии Львовны Барто.

Facebook post

ТЕКСТЫ:

[ТАК НА ТАК Решили два Ивана Меняться без обмана...]ТАК НА ТАК

Решили два Ивана
Меняться без обмана.

А что менять -
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.

Игрушечного зайку
На гвоздики и гайку,
А гвоздики и гайку
Потом опять на зайку.

Друзья не ищут выгод:
Им пошуметь, попрыгать,
Кричать: - Меняю кошку
На сломанную брошку,
А сломанную брошку
Потом опять на кошку!

Решили два Ивана
Меняться без обмана.

А что менять -
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.

Так целый день менялись
И при своем остались.


Возраст 4-8 лет.
Обыгрываем обмены, обсуждаем варианты.
Стихотворение, можно сказать, “встраивает" Винительный падеж объекта в телесный опыт.

[В ПУСТОЙ КВАРТИРЕ Я дверь открыл своим ключом. Стою в пустой квартире.]В ПУСТОЙ КВАРТИРЕ

Я дверь открыл своим ключом.
Стою в пустой квартире.
Нет, я ничуть не огорчён,
Что я в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!
Могу я делать, что хочу,-
Ведь я один в квартире,
Один в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!
Сейчас я радио включу,
Я всех певцов перекричу!

Могу свистеть, стучать дверьми,
Никто не скажет: "Не шуми!"
Никто не скажет: "Не свисти!"
Все на работе до пяти!

Спасибо этому ключу...
Но почему-то я молчу,
И ничего я не хочу
Один в пустой квартире.


Возраст 7-10 лет.
Дети постарше; предтекстовую работу можно основывать на вопросах. Даже если не у всех есть опыт “пребывания одному”, то уж опыт "перемены настроения" к семи годам есть у всех.
Текст от имени мальчика.
Стихотворение отлично сочетается с песней Г.Гладкова и А.Кушнера “Пой, Вася!” (другое название “Не шумите!”).

[ПОЙ, ВАСЯ! Не шумите! А разве мы шумели?]ПОЙ, ВАСЯ!

Не шумите!
А разве мы шумели?
Ну Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе.
Я тихонько играл на губе.

Восемь пятых размер соблюдая,
Таня хлопала дверью сарая,
Саша камнем водил по стеклу,
Коля бил по кастрюле в углу
Кирпичом!

Но не громко и редко
Не шумите! - сказала соседка.
А никто и не думал шуметь
Вася пел, ведь нельзя же не петь.

А что голос у Васьки скрипучий,
Так зато мы и сгрудились кучей.
Кто стучал, кто гремел, кто гудел,
Чтобы он не смущался и пел.
Пой, Вася!

стихи, 6, Гладков Г., учим стихи, МОТИВАЦИЯ, РКН, ПАДЕЖИ, 8, В.п., Глаголы, методика, 5, РКР, РК2Р, 4, Аудирование, Барто А.Л., 10, СтиХИТ, 7

Previous post Next post
Up