Из бесед в фб. "Часто причина в маленьком объеме оперативной памяти в раннем детстве. Дети вынуждены находить пути хоть как-то запомнить и те, кто склонен к образному мышлению в большей степени, очень быстро переходят к обобщениям, используя образы. Они настолько привыкают, что даже позже, когда объем памяти увеличивается, постоянно пользуются этим способом. Иногда в ущерб, потому что образы подбираются моментально, но не всегда подходящие наилучшим образом к описанию. И так часто бывает со стихами: откликаясь на ритм появляются образы, а авторские слова начинают мешаться и путаться. Если же вам надо хоть несколько стихотворений (ну, не знаю, чтоб родителям показать) попробуйте сначала подвести словами из текста к образу, а потом уже давать текст. Авторские слова лучше запоминаются, когда ложатся на собственный образ. Можно попробовать, например что-то типа “Му-му-му!- мычит корова, Я сегодня нездорова.. Укусила муха в ухо, у меня потеря слуха!” И здесь само стихотворение “дважды медленное: потому что корова и потому что приболела. Не отвертишься, -- говорить надо в медленном темпе. Еще с такими детьми я стараюсь учить стихи, которые можно переделать (корову можно: “я ударилась об стенку, у меня ушиб коленки/с мокрой кочки соскользнула и копыто подвернула”). А переделанные самостоятельно стихи учатся с большим энтузиазмом. Технический момент -- в ю-тюбе есть функция смена скорости: надо нажать на шестеренку справа под видео, там несколько скоростей. Выберите 0,75, посмотрите как воспримет. Многим помогает логоритмика -- стихи совмещенные с показом, но надо консультироваться с логопедом: там сложность в раздвоении внимания и могут “съехать” не закрепленные еще звуки. Ну а в целом, стихи, имхо, не должны быть самоцелью. И, знаете, я как-то услышала в одном из интервью Д.С.Лихачева, что он тоже в детстве не мог запомнить ни одного стихотворения и все время подставлял в них свои слова. Я даже сохранила себе это интервью и теперь периодически показываю категорически настаивающим на заучивании стихов родителям... ... [А памяти бывают разные.]А памяти бывают разные. У сдв(г) страдает произвольность - умение сделать волевое усилие, чтобы себя заставить. Не могут они даже через маленькие порог перешагнуть, чтоб в соседнюю комнату попасть, зато сами лестницу притащить и подставят лишь бы в окошко заглянуть и через него в эту комнату залезть. Так что сначала антураж (подглядеть) и нужные слова и выражения (лестница) -- сами влезут. :)
Я еще потому и ищу стихи, которые можно “дописывать” или “переделывать” потому что такие дети сами готовы рифмоплетствовать. ... Простое разделение памяти на хорошая-плохая ни о чем не говорит. Где хорошая, в каком объеме, как долго, управляемо ли.. и т.п. Много помню, но не могу в нужный момент использовать. Вот за праздничным столом теорему помню и на салфетке задачу решу, а на экзаменах -- нет, ступор. Или вчера весь день с любого места декламировал, а к выходным -- как и не учил вовсе! А всего-то четыре дня прошло... Знакомо? В первом случае страдает извлечение из долговременной памяти в условиях стресса, во втором -- переход из кратковременной в долговременную. Первых нельзя пугать и торопить, со вторыми надо планировать дополнительные повторы через разновеликие промежутки времени. Обобщения -- это схожие образы, но другой ступени. Скажем, стих про стул, стол, диван -- в памяти обобщающий образ -- мебель. Для понимание этого достаточно, но обратно нужные слова не вытащить -- будут путаться между собой и с другими предметами мебели (особенно, если недавно о шкаф ударился). Собственный образ подменяет недопонятый/недовоспринятый авторский. Чтобы “пошло” надо научиться вытормаживать свои образы, следуя за авторским -- пытаться понять автора усилием воли. А этого усилия как раз и нет. От этого страдает целостность воспроизведения: пересказ своими словами всегда удается, а слово в слово воспроизвести -- нет.