"Лучший способ научить чему бы то ни было -- это не "заранее", а "в наилучший" момент, т.е. когда и у взрослого, и ребенка схожее переживания относительно события, и они практически одинаково понимают и оценивают ситуацию." Да, да -- это та самая ЗБР -- зона ближайшего развития. Бесполезно не только учить читать и считать, если ребенок не готов воспринимать концепцию, но и воспитывать вежливость и учить "вести себя": здороваться, чистить зубы, мыть руки и пр., если ребенок не понимает зачем все это нужно.
Тот, кто учит, должен стоять на границе и иметь возможность сдвигаться внутрь зоны, т.е. разделять с ребенком его переживания и мысли, и выходить из нее, чтобы оценивать ситуацию.
Всему свое время.
Слишком рано рассказывать о микробах, "которые водятся в грязи, а значит и у тебя на руках" -- привносить в жизнь ребенка лишнюю тревогу.
Всякий раз ребенок, которого одолевают противоречивые чувства, скажем, любовь к маме и обида, что та не дала печенье, разрывается надвое: на хорошего (любящего) и плохого (сердящегося и недовольного); будет ли ему польза от рассказов "что все мы состоим из клеток"? Куда, к какую уже имеющуюся у него концепцию мира он это знание вложит? И как теперь эти "клетки" собрать в себя целого? А вдруг не соберутся?
Зачем заучивать алфавит с пятилеткой, если единственный случай, когда это знание может понадобится -- поиск по словарю, и ближайшее время, когда ребенку понадобится заглянуть в словарь наступит не раньше, чем еще лет через пять?
Какой смысл от умения считать до ста, если четырехлетний ребенок не знает ни имени мамы-папы, ни своей фамилии, ни своего адреса?
Зачем требовать от трех-четырехлетки "правдивости", если в его системе координат "неправда"="игра"?
Примеры можно множить.
Но суть в том, что под всеми этими родительскими желаниями "научить" и "донести" скрывается не актуальная необходимость, а попытка решения каких-то своих установок и/или страх перед мнением со стороны.