Вот уже пару недель как вся прогрессивная корееведческая общественность полыхает над статьей Гарвандского профессора (я так понимаю, что скорее исследователя)
Рэмсиера про женщин для успокоения.
Настолько эта статься на 8, а если без списка источников - то на 7 (семь, Карл!) страниц взбудоражила общественность, но она, эта самая общественность, даже петицию на том самом
бесполезном сайте создала.
В Корее тема с женщинами для успокоения что священная корова (в том смысле, что ее регулярно доят).
Причем, радикализация общей концепции за последние лет десять видна невооруженным взглядом.
А началось все с книжки Пак Ю Ха «
Женщины для успокоения Империи». Выпустив первое издание своего исследования, кажется, в 2012м, Пак огребла по полной программе. Помимо, традиционных атак диванных войск, по ней пытались завести дело (так и не завели), книжку пытались изъять из продажи (и, кстати, изъяли, сейчас найти можно только «исправленное» (сиречь - отцензурированное) издание), ну и прочее. Так что в этом смысле, семь страниц Рэмсиера вполне себе повторяют судьбу трёхсотстраничной работы Пак.
И не только в этом смысле.
Оба материала выделают три основные особенности проблемы Домов и, соответственно, женщин, для успокоения:
- Дома для успокоения существовали до 1930х, были рассчитаны на японский (военный и, что важно, гражданский) контингент, проживающий за пределами Японии.
- Сотрудниц Домов для успокоения набирали из числа японок (и кореянок, и представительниц других национальностей), вовлеченных в проституцию законными (в большинстве случаев) или незаконными методами.
- Вся система функционировала в целом самостоятельно, без целенаправленной государственной протекции.
(нужно отметить, что Рэмсиер все эти три пункта немного возводит в абсолют)
Для меня все это выглядит вполне логично.
За римскими легионерами пока они по Европе и Азии ошивались тоже тётки специальные ходили. Понятно, что это не трудовая повинность была, а за ради экономической выгодны (для кого - для тётки или для ее сутенера - это вопрос другой). В условиях колониализма, когда корейцы по сравнению с японцами считались людьми второго сорта, вполне понятно, что японцу было охотнее японскую проститутку (в этом смысле Рэмсиер приводит вполне убедительные цифры). Конечно же в Японской Имперской Армии были не только японские солдаты. Ну и, напоследок, в рамках мобилизации середины-конца 1930х было вообще не до проституток, на фабриках надо было работать (в сторону: удивительным образом корейские историки рассматривают под лупой период «насильной» трудовой миграции корейцев 1930х, но вообще не коррелируют его с вопросом женщин для успокоения).
Словом, я ничего такого, за что Пак или Рэмсиера можно было бы предать анафеме не вижу. Для меня это более-мнее рациональный взгляд на спорный и противоречивый вопрос.
Но тут, конечно, дело не во мне, дело в том, что проблема исторического исследования женщин для успокоения к истории никакого отношения не имеет. Это очевидный рычаг давления в современной геополитике, его еще лет двадцать никто в отрыве от «нестерпимой боли, причинённой всему корейскому народу японскими колониалистами» и неумелыми попытками японского правительства сделать вид, что этих тридцати пяти лет вообще не было, не будет. В этом смысле, и Пак и Рэмсиер, что называется, погладили собаку против шерсти. За что и получили.
Но если публикация Рэмсиера, несмотря на некоторые очень (прямо ОЧЕНЬ) интересные статистические данные, все же, что называется, shitty writing, то у Пак половина книги в цитатах первоисточников, из которых она делает весьма аккуратные выводы, а вторая половина - вообще про проблему исторической памяти в этом вопросе. Что ни говори, обе публикации заслуживают внимания. И, если есть чем парировать, кроме «нестерпимой боли, причинённой всему корейскому народу японскими колониалистами», конструктивной дискуссии. Обидно, что в рамках политизации истории и Пак и Рэмсиер ничего из этого получить не могут. Все, что им положено - истошные вопли на change.org и вк корееведческих группах Фейсбука (некоторые как прочитаешь - так прямо слезы (не умиления) на глаза наворачиваются).
Конечно, ведь проще обвинить автора в проплаченности японским правительством (как это было сделано в случае Рэмсиера), чем попытаться найти рациональное зерно в его работе - так и спать спокойнее и, если что, можно будет с Токио еще бабла стрясти, когда надо будет.