Jul 16, 2015 13:33
Существует суеверие, что каждый знаток должен побывать в Питере. Культурная столица ми все дела. Отпуск предоставил возможность восполнить этот пробел. Я как следует подготовился: расписал буквально каждый шаг между музеями и прочими достопримечательностями. Даже учел, что будет очень ветрено. Но реальность перечеркнула все планы! Ветер, обычный для здешних мест, сдувал уже с первого шага. Вот уж прав Цой: "Ветер двадцать метров в секунду ночью и днем".
Амбициозная программа первого дня начиналась с Инженерного замка, который некоторые считают "мрачным". На сама же деле, он как бы вырастает на спокойной алее, почему-то, сразу после памятника Петру I. К сожалению, в сами покои, где был убит Павел I пускают только в составе экскурсии, поэтому пришлось довольствоваться обычной экспозицией. Она не очень разнообразна, но весьма технологична. Впервые видел, что в зале может висеть одна картина, а основное внимание - на фильм о ней или интерактивную схему. Например, так можно узнать про каждого из 250 персонажей на полотне "Смотр войск на Царицыном лугу в октябре 1831 года" - настоящий срез общества николаевской эпохи. Особо стоит отметить голографическую корону Российской империи. Разумеется, императорских регалий там нет, но ее можно рассмотреть со всех сторон. И зачем парились "неуловимые мстители"?
Вот ведь пидерская погода! Когда я заходил в Инженерный замок, светило солнце, а когда выходил спустя пару часов, полил дождь. Поганый такой, пришлось срочно бежать на тот берег, где-нибудь поесть. Наученный горьким опытом, я решил заглянуть в Русский музей. Уж там то никакой дождь не страшен!
Нет, дежурной фотки на лестнице Александра III вы не дождетесь! Я не вижу прикола в фото "я и шедевр" или просто "моя криворукость и великое полотно, которое все равно есть в Интернете или каталоге". Поэтому если что-то я и фоткал, так только то, что может стать вопросом ЧГК. Хотя входить в сосредоточие русской культуры было очень волнительно.
Экспозиция подобрана так, что начинается с древнейших времен - всякие там иконы и зарождение живописи в послепетровской России. Для меня это имело лишь историческое значение. Икон и в васнецовском музее хватает. Как уровень за уровнем, я проходил зал за залом, которые становились все больше и величественнее. И вот они, супербоссы, Брюлов и Айвазовский! В том самом зале, где практически друг напротив друга висят "Девятый вал" и "Последний день Помпеи", есть точка, настоящий центр силы. Когда я глядел на эти великие картины, меня словно прошибло током.
Вход в корпус Бенуа встречал по-иному: коричневые, зеленые, землистые цвета "Покорения Ермаком Сибири". Я только присел на лавочку в этом зале и заметил, что через дверь видно, что в соседнем зале происходит какое-то совещание или конференция. Но когда заглянул внимательнее, то это оказалось знаменитое полотно Репина "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года". Оно огромно! Удивительно реалистично, как будто лицом к лицу сталкиваешься с этими людьми. При чем, лучшее место для обзора - это как раз та самая скамеечка))
Да, в живописи начинался двадцатый век. Я ждал Малевича, и он не обманул. Я буквально "залип" перед "Красным квадратом". Казалось, несколько часов эта картина не отпускала меня.
После бани для контраста положено прыгать в сугроб или речку. Такой же контраст встретил меня и на улице. Город Пушкина, Гоголя, бла-бла-бла... такого мерзкого гадюшника, как у Спаса на Крови я не видел ни где! Вот уж проклятое место. Если на юге тебе предлагают сфоткаться с обезьянкой, то в Питере тебе сажают обезьянку на шею, фотографируют и требуют деньги. Это фигурально выражаясь. Все бендеровские способы отъема денег в действии! Оттуда у меня привычка ходить с руками в карманах, если достанешь их, там сразу появится чья-то чужая рука...
С исключительным омерзением я побрел к Петропавловке. Петербург - это город, специально построенный для выкачивания денег из людей. Сам-то вход бесплатный, но потом за каждый шаг приходится платить. Такое чувство, что постоянно слышишь звон сыплющихся из тебя монет. Никакого желания лезть ни в казематы и на стены уже не было((
В меню следующего дня был только один пункт: Эрмитаж. Честно говоря, никогда не видел такой дебильной организации. Толпы людей, никаких указателей, черт знает что делать. В результате, все, на что хватило времени - это Старый и Малый Эрмитаж. Но европейская средневековая живопись и Возрождение как раз там. Мумии пусть подождут)) После Русского музея всякие там "малые голландцы" и "Данаи" не впечатляют. Хотя прикоснуться к сокровищам человеческой цивилизации было тоже очень интересно.
Итог прост: все, что в Санкт-Петербурге мертво - прекрасно, все, что живо - отвратительно.
Санкт-Петербург