Итак, продолжение следует:
О методологии
Такие "иррациональные" методы защиты необходимы вследствие
"неравномерного развития" (К. Маркс, В. И. Ленин) различных частей
науки. Коперниканство и другие существенные элементы
новой науки выжили только потому, что при их возникновении разум молчал.
Теперь автор возвращается к критике современной теории
науки. Значительный её дефект в том, что проблемы рассматриваются с точки
зрения вечности, безотносительно к исторической ситуации. Единственно
придуманный универсальный критерий сравнения - адекватность опытным данным.
Однако выше было показано, что он никуда не годится. Наука прошла сложный путь,
и разные её части развились неравномерно. Неизбежно возникает несоответствие
одних естественных интерпретаций другими,
которое и не позволяет провести сравнение теорий.
Более того, если мы с сегодняшней
точки зрения начнём эмпирически проверять теорию Коперника, то выяснится масса
интересных подробностей. Например - влияние качества линз и устройства
телескопа на результирующее изображение. А если всерьёз взяться за процедуру
измерения яркости небесного светила и провести её критический анализ… В результирующем изображении большая часть связана с помехами,
абберациями и оптическим обманом и лишь малая часть
является истинным изображением первопричины - света звезды. Получается, что для адекватной опытной проверки
требуются знания, которые могут возникнуть только в результате развития
проверяемой теории.
Самые либеральные критерии
сравнения этих двух теорий похоронили бы выводы Коперника - однако на помощь
пришло то, что в современной политике называется дискредитация. Контргрументы были проассоциированы со всем убожеством церковно-слохастческой мысли, которую прогрессивная
настроенная эпоха возрождения не принимала напрочь.
Разум замолчал…
История даёт силу абстрактным
аргументам и наука уже становится гораздо более похожей на искусство, где
стройность и красота теории, дар убеждения её апологетов,
а также умение использовать текущую экономико-политическую ситуацию отодвигают
на второй план вопросы истинности. Введение новой космологии суть шаг назад -
новые данные вводятся посредством гипотез ad hoc, эмпирическое содержание теории
резко уменьшается и приходится разгребать не только неясности новой точки
зрения, но и обломки старых теорий и старого мировоззрения.
Метод Галилея применим также и в других областях. Его можно использовать,
например, для устранения существующих аргументов против материализма и для
решения философской проблемы соотношения психического - телесного (однако
соответствующие научные проблемы остаются нерешенными).
Всегда следует помнить о том, что
теории никогда не бывают подвешены в воздухе - они
опираются на правила, принципы, концепции, парадигмы, на эмпирические факты. И
если данный факт противоречит
данной теории из этого вовсе не следует, что её необходимо тут же отбросить
- возможно, ошибка скрывается в том, что стоит «за» теорией.
Полученные результаты заставляют отказаться от разделения контекста
открытия и контекста оправдания и устранить связанное с этим различие между
терминами наблюдения и теоретическими терминами. В научной практике эти
различия не играют никакой роли, а попытка закрепить их имела бы гибельные
последствия.
Представленный материал позволяет
нанести удар в столь характерное для методологии разделение контекста открытия
и котекста оправдания и следующее за ним различие
между терминами наблюдения и теоретическими терминами. Но учёные пользуются
одним и тем же языком и одними и теми же
теоретическими предположениями. Эти различия - след догматизма в науке и их необходимо
преодолевать за счёт введения новой терминологии, которая не предполагает
отделения контекста открытия от контекста оправдания, но рассматривает их сообща
в рамах единого исторического процесса.
Ещё раз. Не бывает наблюдения,
отделённого от теории, наоборот, всякое наблюдение предполагает теорию,
существующую до него, иначе оно было бы невозможно.
И наконец, гл. 6-13 показывают,
что попперовский вариант миллевского
плюрализма не согласуется с научной практикой и разрушает известную нам науку.
Но если наука существует, разум не может быть универсальным и неразумность
исключить невозможно. Эта характерная черта науки и требует анархистской
эпистемологии.. Осознание того, что наука не священна
и что спор между наукой и мифом не принес победы ни одной из сторон, только
усиливает позиции анархизма.
П. Фейерабенд
вновь обращается к критике методологии науки и её наиболее интересного и
сильного течения - критического рационализма К. Поппера. Ребром ставятся два
вопроса:
1.
Желательно ли жить в соответствии
с правилами критического рационализма?
2.
Возможно ли иметь известную нам науку и одновременно придерживаться этих
правил?
Для автора ответ на первый вопрос
гораздо более принципиален. И ответ на него отрицательный - как и на второй
вопрос. И, куда ни глянь в науке, всюду принципы критического рационализма
нарушаются в той или иной степени - а наука живёт и здравствует и, более того,
развивается!
И тут же обсуждается роль самой
науки, точнее, современного её понимания, которое подвергается не менее жесткой
критике, чем методология. Она налагает ограничения даже большие, чем
философские догматы прошлого - и анархизм, анархическая методология, жизненно
необходима для самого прогресса человечества.
Даже остроумная попытка Лакатоса построить
методологию, которая а) не нападает на существующее положение вещей и все-таки
б) налагает ограничения на нашу познавательную деятельность, не ослабляет этого
вывода. Философия Лакатоса представляется либеральной
только потому, что является замаскированным анархизмом. А ее стандарты, извлеченные
из современной науки, нельзя считать нейтральными в споре между современной и
аристотелевской наукой, а также мифом, магией, религией и т.п.
В этом разделе автор проводит
сравнение между своей концепцией и
методологией исследовательских программ Имре Лакатоса. С одной стороны, строятся параллели и
показывается, что теория Лакатоса содержит в себе
анархическое ядро, что те принципы научного метода, которые выделяются
как основополагающие не противоречат принципы «всё дозволено». Но с другой
стороны Лакатос непоследователен,
не доводит рассуждения до логического конца - пусть анархического или рационалистического.
Не менее интересно сопоставление
тех проблем, которые волнуют авторов: Лакатос
взволнован серостью, бесплодностью науки, её неспособностью выдать достойный
теоретический результат, упадком образования; Фейерабенда
всё это тоже волнует, но на первый план он выносит шовинизм науки, её претензию
на исключительность и совсем ненаучные попытки давить всё, что может как-то
изменить текущее положение дел.
Ещё очень показателен ответ
автора на нападки Лакатоса: «Где вы видели такого эпистемологического
анархиста, который из чистого упрямства выпрыгнул бы из окна 50-этажного здания
вместо того, чтобы воспользоваться лифтом?» Действительно, таких примеров
история не знает, однако вряд ли хоть кто-то будет оправдывать «непрыгание» с 50 этажа знанием основ физиологии или
механики. Анархист вполне может сознаться, что он делает это из банальной
боязни высоты, однако он никогда не признает, что поступает так в силу некого
рационального метода!
Кроме того, эти стандарты, включающие сравнение содержания, применимы
не всегда. Классы содержания некоторых теорий несравнимы в том смысле, что
между ними нельзя установить ни одного из обычных логических отношений (включения,
исключения, пересечения), Так обстоит дело при сравнении мифов с наукой и в
наиболее развитых, наиболее общих и, следовательно, наиболее мифических частях
самой науки.
И вновь автор обращается к
излюбленной теме несоизмеримости, на этот раз с целью подвергнуть её уже куда
более тщательному анализу. Исходный тезис состоит в том, что устройство языка
уже несёт в себе некую космологию, некие исходные представления. А достаточно
развитая теория подобна языку в этом качестве. Это «точка отчёта» при обсуждении
проблемы несоизмеримости.
В качестве эмпирического
материала берётся сопоставление художественных, а также поэтических стилей,
архаического и современного, и исходя из них обсуждаются
различия онтологической картины мира. От которой
осуществляется переход к теории познания. Несоизмеримость высвечивается
во всей своей красе и убедительности. Ниже приведены основные тезисы этого
рассуждения:
1.
Существуют
несоизмеримые структуры мышления (действия, восприятия).
2.
Несоизмеримость
имеет аналог в области восприятия и что она входит в историю восприятия:
индивидуальное развитие восприятия и мышления проходит ряд взаимно
несоизмеримых стадий.
3.
Концепции
ученых, в частности их воззрения по фундаментальным проблемам, часто расходятся
между собой столь же сильно, как идеологии, лежащие в основе разных культур.
Дело обстоит даже хуже: существуют научные теории, которые взаимно
несоизмеримы, хотя внешне они имеют дело "с одним и тем же
предметом".
Более того, наука в своём
развитии не решет проблем, она их «проходит». Просто те проблемы, которые
волновали умы людей, перестают это делать - изменяется предмет познания.
Вывод: нельзя сравнивать
содержание несоизмеримых теорий и невозможно оценивать их правдоподобность за
исключением случаев, когда мы остаёмся в рамках одной теории…
на первый план выходят субъективные желания, а априорное (не относящееся
к ситуации) обращение к любому рациональному методу есть потеря собственной
свободы. И это есть финальный аргумент против рационализма и результирующий вывод
книги.
О власти
Таким образом, наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия
науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми, и не обязательно
самая лучшая. Она ослепляет только тех, кто уже принял решение в пользу
определенной идеологии или вообще не задумывается о преимуществах и ограничениях
науки. Поскольку принятие или непринятие той - или иной идеологии следует предоставлять
самому индивиду, постольку отсюда следует, что отделение государства от церкви
должно быть дополнено отделением государства от науки - этого наиболее
современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного
института. Такое отделение - наш единственный шанс достичь того гуманизма, на
который мы способны, но которого никогда не достигали.
Теперь, когда отсутствие специфического
научного метода ясно показано, возможно обсуждать роль
науки в обществе и, особо, в формировании мировоззрения человечества. В
отсутствии метода позиции учёного более чем шатки…
пропадает грань между наукой и мифом. Миф научен, а наука мифологична,
и автор это убедительно показывает. Наука уже в открытую заставляет, но не
убеждает принять свою точку зрения!
Интересно соотношение науки и
религии в демократическом обществе. Если религия отделена от государства
и каждый волен выбирать концессию по своему усмотрению, то о науке этого
сказать нельзя - хотя бы в силу обязательного школьного образования. И если
решение об изменении законодательства принимаются голосование избранных от
народа представителей, то о решении научных вопросов такого сказать нельзя.
Разумеется, специально подготовленный, умудрённый годами и отмеченный
правительственными наградами учёный лучше знает, что и как надо делать - а это
первый шаг на пути к диктатуре, открытая демонстрация идеологии!
Современная наука далеко не столь
трудна, как это представляет пропаганда - это верно в силу низкого качества
образования и выгодно в целях поднятия престижа науки. Например, во время Второй
мировой войны, когда для американской армии потребовалось за короткое время
подготовить большое количество врачей, оказалось возможным свести все
медицинское образование к полугодовому обучению (однако соответствующие
учебники давно исчезли, поскольку во время войны науку можно упростить, а в
мирное время престиж науки требует большой сложности).
Вывод - наука находится на торном
пути к идеологии и, более того, к религии. И снова цитата: Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом и
единственно приемлемыми результатами, представляет собой идеологию и должна
быть отделена от государства, и в частности от процесса обучения. Ее можно
преподавать только тем людям, которые решат сделать этот частный предрассудок
своим собственным. Необходимо отделить науку от государства, сбавить накал пронаучной пропаганды и предоставить
людям свободно выбирать свои предрассудки. Самое удивительное, что в
этом заключён ключ к дальнейшему успешному развитию человечества!
Послесловие
Несмотря на всю спорность книги,
остаётся только восхищаться точностью постановки проблемы и смелостью попытки
её решения. Статус, социальная роль науки действительно изменяется, причём
очень быстро. И в последующих нескольких абзацах я попробую изложить ряд
собственных соображений, двигаясь в рамках анархической логики данной книги.
Есть один момент, который Пол Фейерабенд не рассматривает, хотя должен был бы, раз
представляет свою работу как имеющую непосредственное отношение к работам
Гегеля и Маркса и отчасти продолжающую ход их мысли - это читается между строк.
Например, при одном упоминании контриндуктивного
метода возникает стойкая аллюзии на диалектическое отрицание.
Так вот, невозможна идеология
сама по себе, «висящая в вакууме» - она всегда опирается на те или иные
социально-экономические отношения - здесь я двигаюсь по классической схеме:
потребности->производственные
средства->производственные отношения->…
И если ясно установлена «идеологичность»
науки, то за ней стоит практический, деятельностный базис, который обосновывает и оправдывает
всю эту догматичность и пропагандическую напыщенность
самим своим существованием. Соответственно, такого рода критика науки - это
критика вершины айсберга, за которой стоит устройство экономики и общества -
естественно, она необходима, но малоэффективна и неполна.
В те далёкие (или по времени -
наши предки, или по пространству - первобытные племена, что существуют до сих
пор) времена, когда миф господствовал и достиг удивительного совершенства, он
точно так же опирался на социально-экономическое устройство - и смена мировоззрения
возможна только вместе с радикальным переустройством социально-экономической
жизни общества. Здесь я несколько ослабляю исходный тезис Маркса - мне не
важно, что является первопричиной - мне важно, что эти изменения идут рука об
руку и одно без другого невозможно.
Позволю себе небольшое отступление. Я отнюдь
не считаю, в отличие от Пола Фейерабенда, что демократическое общество
отличается честностью, справедливостью, взвешенным принятием решений и даже
вниманием к мнению конкретного (за исключением немногих, входящих «элиту») члена общества. Более того, есть
масса случаев, когда демократические процедуры просто неэффективны и вредны,
что очень хорошо понимают современные бизнесмены и военные (принцип единоначалия).
А принцип суверенной власти народа, возведённый ныне в абсолютную степень
всеобщего закона, по принципу ничем не отличается от
веры в то, что власть царя - от Бога (например, почти 100 лет назад это очень
убедительно показал Н. Бердяев). Это ещё
один миф и его критика вполне допустима и более того, оправдана!
Анархизм должен быть последователен.
Я сейчас повторяю ход пола Фейрерабенда и обращаю его
метод рассуждения против его результирующих тезисов. Такое устройство науки
оправдано демократическим устройством общества, они соизмеримы, адекватны, и
более того, необходимы друг другу. Призывы к «демократизации»
науки, отделению её от государства сами по себе ни к чему не приведут - сперва
надо положить конец демократии в обществе и либерализму в экономике, с которыми
наука и её «метод» (пусть и несуществующий реально) неразрывно связаны.
Говоря чуть более строго, если
анархист «от науки» критиковал анархистов «от общества» за догматическую веру в
науку, то те могли бы ему ответить критикой за догматическую веру в демократию.