Фильмы про Нью-Йорк обязательный пункт в списке избранных интересов настоящего урбаниста, наряду с посиделками в кафе, ночной жизнью, часом пик, ежедневными толстыми спам-слоями телекоммуникативной информации, современной«быстрой» беллетристикой и глянцевыми журналами. Собственно, про всё это и снимаются сами фильмы, снабжаясь ещё обязательными небоскрёбами, икеевскими интерьерами, сколь ярким, столь же и одиноким светом неоновых реклам, дождём, неправдоподобно-ухоженными парками, зонтиками, плащами и жёлтыми такси. И можно бесконечно долго пинать режиссёров за повторяемость и предсказуемость сюжетов, кружки кофе, клетчатые пледы, слёзы и излишнюю сентиментальность, которую не знал даже век восемнадцатый, затянутость фильмов и увязание в повседневности, но что же всё-таки остаётся нежным, притягательным, тонким, трогательным в этих грустно-смешных фильмах? Атмосфера? Узнаваемость и эффект отождествления? Ироничная улыбка любви и жизни, будто бы проступающая сквозь вещность и перепутанность лабиринт отношений героев и вещей, слоганов и настроений, чувств, дорогого алкоголя и интерьеров, где каждый последующий кадр кажется ностальгией по предыдущему? Да, всё это вместе, но: «Скучно», -скажет, привыкший к экшену зритель, которому не по вкусу сентиментальная эклектика, чьё восприятие сосредоточено не на деталях, а на динамичной визуализации, быстрой смене кадров и стремительном развёртывании характеров. Соглашусь с тем мнением, что «Прошлой ночью в Нью-Йорке» на фоне`Аватара» и т. п. три-дэ-форматизации выглядит, действительно, фильмом «прошлого». Всё это будет постепенно уходить: и тонкая психологическая игра, нужная режиссёру и, в-общем, успешно демонстрируемая именно в этом фильме четвёркой главных актёров (Кира Найтли, Сэм Уотингтон, Ева Мендес, Гийом Кане), требующая постепенного, последовательного раскрытия характера, и соответствие диалога, кадра музыкальному нерву (саундтрек от Клинта Мэнселла заслуживает отдельных похвал!), и, увы, сам Нью-Йорк: деловой, суетливый, сентиментальный, невротический, слякотный, призрачный, ангельский и демонический
Город трудоголии, прозака, невероятных карьерных небоскрёбов со сверхзвуковыми социальными лифтами и жутких руин, андеграунда личной жизни
Город, обставленный по каталогу съёмного жилья, хайтека, перемешанного сар-нуво, авангардной живописи, соседствующей с фотопортретами «Бывших» и «Настоящих»
И непременной неоштукатуренной кирпичной стены (демократическим протестным жестом молодых людей, покоряющих большой город, против устоев буржуазного общества). Стены жёсткой, суровой, разделяющей
«Зачем нужно было строить Китайскую стену из журналов?!» говорит герой Сэма Уотингтона своей девушке, когда не может найти розетку под грудами иллюстрированного глянца. Джоанна (Кира Найтли) и сама не смогла бы ответить зачем
Зачем сомневается
Зачем ревнует своего молодого мужа к настойчивой, волевой сослуживице
Зачем топит своё плохое настроение в алкоголе
Зачем вместо романа пишет скучные статьи об украшениях
Наконец, зачем хранит в этой груде хлама фотографии своего бывшего французского любовника, подписывает и посылает ему открытки и не стирает номер телефона
И жизнь будто бы в шутку подкидывает ответы на эти`зачем»: отъезд мужа в командировку, случайную встречу с Бывшим, вроде бы все возможности, для того, чтобы «переиграть», если кажется, что что-то не так и не всё устраивает
Проблема выбора между прошлым и настоящим встаёт и перед Майклом (Сэм Уотингтон): нырнуть ли в омут (бассейн) с головой к решительной напарнице, или остаться верным Джоанне, не отвечающей на его звонки в Нью-Йорке? В конце концов, он изменяет ей делом, она изменяет ему словами (чувствами), кто виноват из них больше? И есть ли виноватые? И почему такими роковыми оказались выходы, неожиданно предложенные жизнью?.. . В БольшомГороде, где так всё сложно, где жить лучше по ночам, чтобы прикрывать тугим, тёмным шёлком небес полнейшую безнадёжность, где виски со льдом перемешивают твоё прошлое и будущее, где так непросто посмотреть в глаза рассвету, здесь нет никогда однозначных ответов, нет однозначно виновных
Есть лишь надежда в виде поводка, прогулки с соседской собаки, доброго жеста по отношению к живому существу, разом уничтожающего тонны мрака и равнодушия бетонного склепа
Впрочем, финал фильма остаётся открытым, точнее, гениальным режиссёрским жестом обрывается на вздохе Джоанны. Герои вновь перед выбором, и зрительской фантазии предлагается бесконечное множество решения их судьбы
Проблема оценки этого фильма это проблема предпочтения предложенного специфического формата. Так, допустим, проза Чехова или Бунина изобилует подобными художественными приёмами:неожиданным выделением частной истории из потока повседневности и столь же резким её возвращением обратно в тот самый поток. Многие нью-йоркские мелодрамы прямые наследники этих художественных, первоначально прозаических, находок. Жаль, что такие фильмы-отражения уходят в прошлое. Сейчас не всякий зритель готов к тонкому анализу рутинности собственного существования и подходу к своим личным проблемам как следствиям из этой рутинности, не хорошей и недурной, но по «туманно-болотистой» природе своей склонной сталкивать прошлое с настоящим, порождать в нас ностальгию и манить иллюзией «иных путей».
8 из 10
Рецензия на Кинопоиске на фильм «
Прошлой ночью в Нью-Йорке (2009)»