Шерлок Холмс: Игра теней (2011)

Jan 12, 2012 05:00

Второй фильм о Шерлоке Холмсе, снятый Гаем Ричи, можно, с одной стороны, считать неизбежным развитием коммерческого успеха, таким же, как развязывание мировой войны («У меня есть спрос», — говорит владелец складов оружия Мориарти), и упрекать сиквел в недостатках, сравнивая с оригиналом, с другой, можно попытаться понять, почему именно по такому пути решил развить свою мысль дальше режиссёр. Если первый Шерлок привлекателен именно викторианским духом, прекрасной, детальной реставрацией эпохи и изысканной детективной составляющей, то «Шерлок Холмс: игра теней» — смелый экшен-диалог режиссёра с современностью, в котором не стесняются с выбором средств вы — поражения: гаубица против снайперской винтовки. В котором бешеный коктейль из стёба, аналитики, терактов, шуточек по поводу сексуальности и проводимого параллельно с расследованием мальчишника Ватсона, тем не менее даёт потрясающий эффект прояснения того, что мы постепенно впутываемся в липкую паутину мирового заговора, разрабатываемого Мориарти. Не последнюю роль в этом эффекте также сыграла мастерски проведённая замедленная сьёмка.

География второго фильма по сравнению с первым значительно расширяется: добавляются, правда, изрядно подрисованные на компьютере, и Франция, и Германия, и Швейцария, но столь же колоритные, как и Лондон. Фильм населён множеством персонажей, не всем из которых при столь напряжённом действии дали раскрыться. Нооми Рапас и Кейли Райли ещё титанически пытались «вытащить» свои роли, благо у них были сцены наедине с Холмсом, но вот уже брат-цыган героини Нооми Рапас поставлен в совершенно дурацкое положение. То мизерное время, которое он присутствует на экране, совершенно несопоставимо с затраченным на развитие его сюжетной линии. Впрочем, конечно, это претензия к сценаристу, разрабатывавшему роль, а не к актёру.

В «Шерлоке Холмсе» присутствую многие фирменные «фишки» Гая Ричи, делающие его кино действительно незаурядным. Я открыл для себя Гая Ричи, посмотрев «Большой куш», в котором уже были и цыганы, и собаки, и бессмертный русский (Борис-хрен-попадёшь). Так что в определённой степени можно сказать, что Гай Ричи хитро воспользовался машиной времени, перенеся всё это добро в fin de siecle. Эпоха предстаёт перед нами и в маскирующей «кабинетной» драпировке, и без одежд, и в набирающей обороты бездушной фабричной механизации, и в нервах телеграфных проводов, и в близкой дружбе двух джентльменов, без труда выпиливающих вдвоём целый взвод элитной шотландской пехоты и несущихся на сумасшедшем горящем поезде навстречу приключениям (На самом деле, по историческому сюжету, к близкой войне и катастрофе). Знак вопроса после слова the end не только намекает нам на возможность появления ещё одного Шерлока, но и является неким благородно-ироническим знаком, поставленным всем 19 веком, предчувствующим приближение ужасов 20. Уж что, что, но улыбку у мрачноватого Мориарти Холмс «отыгрывает», а на это точно надо посмотреть!

К недостаткам фильма можно отнести слабость женских персонажей (кроме героини Рейчел МакАдамс, которую, правда, быстро убрали). Некоторую нелогичность действий: зачем маскировать взрывом убийство, если достаточно подложить динамита побольше? зачем стрелять по кучке людей из мортир, если проще одним первым выстрелом разорвать железнодорожное полотно, отрезать пути отступления, а потом спокойно прочесать лес по квадратам? А также издержки экшен-боевика: пешки второстепенных героев легко размениваются с невероятной быстротой, да и сами участники шахматной дуэли должны будут скоро убедиться, что в их борьбе есть только жертвы, но нет победителя.

9 из 10
Рецензия на Кинопоиске на фильм «Шерлок Холмс: Игра теней (2011)»

рецензия, кино

Previous post Next post
Up