Об авторе:
http://www.stihi.ru/2011/05/31/5078 Стихи:
"Я засушиваю хризантемы" -
http://www.stihi.ru/2010/10/22/9019"Отрывок из поэмы о голландском художнике Винсенте Ван Гоге" -
http://www.pesnibardov.ru/i.php?pesnya=24296"На Ивановской горке" -
http://www.stihi.ru/2011/05/31/5078"Триптих" -
http://www.stihi.ru/2011/08/31/5255"А завтра будет март" -
http://www.stihi.ru/2011/02/27/9297"очевидно, женское-невероятное" -
http://www.stihi.ru/2011/05/13/3351 Всегда приятно получить к рецензированию подборку с произведениями, в которых присутствует ёмкость, внятность, цельность, которые сразу обрисовывают изящные контуры творческого мира автора, в которых присутствуют мотивы стойкого сопротивления бездуховным временам и твёрдая жизненная позиция. Именно такой для меня стала безымянная подборка Ольги Беляевой (Аникиной), и я считаю, что это настоящее достижение для первого обсуждения на первом курсе.
Поэзия Ольги умеет захватить читателя. Не в последнюю очередь благодаря качественной и, видимо, кропотливой работе автора со словом и поэтической формой. Кажется, эта поэзия не имеет слабых мест, поскольку по своему философскому контексту направлена на суровое признание своей участи, ведущее к преодолению страдания в мире. Здесь отчётливо прослеживаются библейские отсылки: и стихотворение «На Ивановской горке», и, например, «многие знанья - к печали» - скрытая цитата из Екклесиаста. Наконец, даже шутливое одобрение покупки туфель со стороны Святого Антония. Не ересь, а признание божественного одобрения всему Прекрасному в мире. Не многие, прямо скажем, способны на однозначный духовный выбор, будучи творцами искусства. Ныне принято больше рассуждать по странной интеллектуальной моде века о разрушении катарсиса, символических истоков творчества и всепоглощающем экзистенциальном кризисе. Отрадно, что Ольге есть, что противопоставить такому миру. Противопоставить себя, как поэта, свою поэтическую судьбу, свой дар, который она приносит в сложнейшей форме духовной исповеди.
Уже первое, достаточно лёгкое по сравнению с остальными, стихотворение подборки позволяет судить о редкой самобытности автора (Мне сразу запомнилась строчка-обращение к будущему критику: «Я учла все твои советы, но оставила на потом». Её, безусловно, я принял к сведению, приступая к рецензии). Последующие стихотворения: Московский этюдник, Триптих, лишь полнее убеждают нас о наличии у автора стойкой философской позиции, своей духовной программы, впрочем, не навязчивой, прямо декларируемой, а выражаемой в форме трезвых суждений-для-себя, ежедневного подвига плодотворного молчания («Молчание - мой маленький солдат»). Не известный ли тютчевский совет, призыв, изложенный им в хрестоматийном SILENTIUM-е, Ольга использует? Подборка, начавшаяся с милых чайных посиделок, пройдя сквозь серьёзные духовные поиски Триптиха, украшенные прекрасными пейзажными работами: «дождя случайные штрихи
перелицовывают город», - заканчивается ярким, игривым стихотворением «очевидно, женское-невероятное…» про туфли апельсинового цвета.
Для такого универсального поэтического мироощущения удивительно, как Ольге удаётся сохранять исключительно женственный образ своей поэзии. Я думаю, такое удавалось немногим женщинам-поэтам. Из особенно удачно следовавших этим путём, можно назвать Ахматову. Кстати, фраза в первом стихотворении Ольги «забываю в метро перчатки» - как раз откровенный ахматовский жест.
Язык стихотворений Ольги отличает взвешенный баланс между словечками повседневной речи, ограниченным количеством возвышенного поэтического слога и преобладающей нейтральной лексикой, которая, как раз, вносит внятность в поэтический строй и идеально встраивается в классические размеры. Со знаком плюс я отмечаю и интересное стихотворение, написанное от лица Ван Гога, - попытка передать язык живописи поэтическими средствами.
У автора есть, несомненно, возможность многого достичь в литературе. Ольге в равной степени удаются стихотворения, как с озорной смешинкой, так и с мудрой улыбкой. Видимо, пришло самое время расставить нужные грани между ними, прояснить свою концепцию творчества. Надеюсь, обучение в Литинституте в этом автору поможет. Я бы посоветовал и дальше работать с объединением стихотворений в циклы (как это удачно получилось со стихотворением «Триптих» - на наш взгляд, лучшим здесь), и конечно, снабдить подборки названиями, дав координаты читателю. Надеюсь также, что публика не отнесётся к творчеству автора с равнодушным молчанием!