Особенности русского национального сервиса - 2

Jun 23, 2011 00:56

Эпизод четвёртый: Копейка нервы бережёт

То, что я столкнулся с проблемой неприятия мелочи, причём, как экономического, так и морального плана, совершенно неудивительно. Протягивая продавцу свои запасы мелкомонетного металла, знал, на что шёл... Все 1,5,10 копеечные кругляшки давно входят в нашей стране в разновидность "денежного мусора", что подтверждают многочисленные их залежи возле касс супермаркетов, а также устойчивая система округления до ровных сумм сдачи, которая активно функционирует в тех же супермаркетах и магазинах.

Не знаю, насколько с экономической точки зрения обоснован выпуск столь мелких монет, хотя и догадываюсь, что затраты на их выпуск фактически больше номинала, но, во-первых, раз они выпускаются и остаются полноценными деньгами, не вижу оснований у некоторых продавцов их не принимать. Это же очевидный, и причём, самостоятельный, отказ от прибыли! Во-вторых, как философ я заинтересован скорее не экономической, а этической стороной вопроса. Расплатившись не без препирательств мелочью, после процедуры получения чека я был "награждён" моральным упрёком: "Вам не жалко тех людей, которым мы вынуждены будем дать сдачу этими копейками?" Как я могу предсказать, будут ли довольны или нет эти люди-будущие покупатели (а если среди окажется фанатичный нумизмат, разыскивающий ту саму копейку с дырочкой посередине легендарного года выпуска и серии?!:))? Неважно даже и то, что, по-моему, все проблемы с расчётами решаются банальной сдачей выручки в банк, конечно, если не торговать мимо кассы:)

Мой вполне законный и не такой уж технически сложный (сумма не превышала нескольких рублей) способ оплаты услуг маргинализировал меня в глазах продавца. Я чуть ли не совершал преступление против него и его интересов! Мелкие монеты - неуважение, издевательство и т.д. Впрочем, крупными тоже не все бывают довольны, правда, эффекта сравнения с мелочью, оценки услуг как "мелочных", достойных лишь мелкого расчёта при расплате крупными купюрами хотя бы отсутствует!

"Как ты мог оценить меня в горсту металла? Как ты мог приравнять меня и мои услуги  к содержимому ладони нищего? К мусору, к тому, что не жалко выбросить, что копится под плинтусами квартир вместе с пылью и тополиным пухом??  Как ты мог наплевать на моих будущих покупателей и провоцировать мой будущий конфликт с ними, когда я стану им протягивать мелочь?" - вот примерный план возмущения работника прилавка. План, так скажем, не имеющий никакого реального экономического основания, кроме определённой медленности подсчёта. Всё негодование скапливалось в области социально-психологической, относилось к тому, что есть определённые молчаливые договорённости, согласно которым правильные члены общества (в данном случае покупатели) расплачиваются "правильными", крупными, уважающими кассира деньгами! Иначе они играют "не ту" роль покупателя! Не так функционируют в Системе! И это сколь удивительно, столь и печально! Потому что взаимно портить себе нервы из-за копеек, отказываться от приобретения товара, недополучать нужных услуг - всё это не способствует процветанию государства, ещё меньше способствует хорошему настроению...

И ещё... Всегда приходят в голову банальные мысли о миллионах счетов нуждающихся в материальной помощи, о голодающих, страдающих, умирающих, замерзающих и т.д. Тех, кому не хватило копейки...

Вспоминаю древнегреческий миф... Почему, почему царь Мидас не попросил наделить себя талантом, который помогает одним тактильным контактом превратить продавца из хамящего и раздражённого создания в мудрого и уважительного к клиентам распространителя благ?! Таким талантом, который превращал бы внутреннее нравственное несовершенство человека в золото моральных законов и сверкающую россыпь добродетелей?!!

http://vkontakte.ru/note3901548_11179356

философия, особенности национального сервиса, этика, социалка, commercial

Previous post Next post
Up