Творческая специальность и масса креативной работы не могут не радовать :) Однако лично у меня превышение предельно допустимой массы креатива вызывает реакцию отторжения, провоцирует творческий ступор и трубет дозаправки мозга дозой фантазии, чужой фантазии. Тогда я стремительно и взахлеб читаю художественную литературу. Это время я живу другими мыслями и чувствами.... А потом творческий разум возвращается, а вместе с ним трудоспособность и желание делать подвиги.
Моя учительница по зарубежной литеретуре Ольга Германовна Петропавловская - удивительный человек, который заразила весь класс желанием читать и жаждой выражения своих мыслей или фантазий, - говорила о таких книгах "Она меня "перепахала"... Она настолько сильная и яркая, что... о ней нельзя не думать, нельзя не писать. Для меня это произведения Ремарка, Кафки, Борхеса, Сартра, Лессинг, Кауфман.... Они вспомнились первыми...
Сегодня я не могу не писать об одной из таких книг...
Милан Кундера. Вальс на прощание.
Мое знакомство с этим автором началось с "Невыносимой легкости бытия". И... она мне не понравилась. Я не стала читать эту книгу, бросила. Уже не помню, почему... Но хорошо помню, что отказ был решительный и принес облегчение.
Второй попыткой стал "Вальс на прощание". Как и прежде, завораживало уже название. Но почти всю книгу не покидало чувство обманутости, читательской обманутости. Для такого восхитительного названия содержание казалось чрезмерно обыденным и походило на неловко написанный любовный роман: запутанные любовные связи, погружения в сердечные муки героев, медленное развитие событий и немного секса.
И только прочитав последнюю треть страницы мне открылся смысл написанного. Обычный и однозначный финал: блудные люди возвращаются на путь истинный как будто ничего не было. Но мысли стали возвращаться к отдельным сценам книги. Как чутко и выдержано прописана роль яда - не он ли воплощение колеса фортуны, правящего жизнью? Это книга о любви, об ее отсутствии, ибо все, что описано не что иное как ее заменитель. Никто из героев не любит и даже не надеется на любовь. Умело выписана политическая линия. Она незримо ведет героев, хотя о ней и сказано ничтожно мало. Нам, россиянам, эта линия особенно близка. Что-то очень уж знакомо это чувство мнимой свободы!
На фоне фарса этой жизненной картины разыгрывается трагедия. Но смерть главной героини Ружены воспринимается легко, как будто она сразу же была лишней. Все они лишние, в том числе и друг для друга.
Вот уже две недели мысли возвращают меня к этому произведению, к его невыносимой легкости. Поэтому не могу не писать...
P.S.: Не так давно я имела счастье познакомиться с Кларой Борисовной Саркисян и даже реализовала вместе с ней один проект. Об этой женщине можно говорить только сонетами. Все, что я могу о ней написать, не передаст моего восхищения ею. В этом году ее театру слова исполнилось 10 лет. И юбилейный спектакль назывался "Слова на ветер". Иллюстрация, которую мы использовали на афишах спектакля, нарисованная ее мужем, самарским архитектором Олегом Акоповичем Саркисяном вполне могла бы быть на обложке книги "Вальс на прощание". Они на одной волне...