ВСТУПЛЕНИЕ
Огонь - источник всякой Жизни. ОГОНЬ, пьянящий, манящий, в ночи озоряющий - мрак прогоняющий, светом освещающий, теплом согревающий.
Не было бы огня, можно сказать не было бы и человека. Вся история и Эволюция человека началась с огня.
Его всегда отождествляли с солнцем, что солнышко светит и ночь уходит, что солнышко греет и холод и сырость отступает, так и огонь. В земном огне древнейшие славяно-арийские племена видели стихию, родственную с небесным пламенем грозы: огонь, разведенный на домашнем очаге, точно так же прогоняет нечистую силу тьмы и холода и уготовляет насущную пищу, как и молнии, разбивающие темные тучи, дарующие земле теплые и ясные весенние дни и урожаи; и тот, и другие равно наказуют пожарами.
Славяне называли огонь Сварожичем, сыном неба-Сварога! Земной огонь, как то же пламя, которое возжигается Перуном в облаках, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною, падающею с воздушных высот молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю.Множество доселе живущих в народе примет, поверий и обрядов свидетельствуют о старинном поклонении огню, как стихии божественной и эмблеме грозового пламени. Плевать на огонь - величайшее нечестие: за такое оскорбление святыни - на губах и языке виновного высыпают прыщи, называемые в областных наречиях огник и жижка; детям обыкновенно говорят: «не плюй на огонь, а то огник выскочит!» Не должно кидать в огонь ничего нечистого.
С возжжением огня издревле соединялась мысль о возрождающейся жизни, а с его погашением - мысль о смерти. Огонь есть самая чистая = светлая, и в этом смысле святая стихия, не терпящая ничего омрачающего, в переносном смысле: ничего злого и греховного. Но особенно важное значение приписывалось огню, добываемому трением из дерева, так как под тем же образом древнейший миф представлял возжжение богом-громовником небесного пламени грозы. Такой огонь называется на Руси дре весным, лесным, новым, живым, лекарственным или царь-огонь, у сербов ватра (в старину - молния) жива, живи огањ, у чехов bozi oheń, - точно так же, как дождь, льющийся из тучи, пробуравленной палицею Перуна, назывался живою водою. Пламя это признается спасительным против всяких заразительных и повальных болезней.
Огонь, бывший до того в людском употреблении, не считается годным для такого священного дела; как вода, предназначаемая для леченья, должна быть непочатая, только что почерпнутая из родника, так и огонь требуется новый, не служивший еще человеческим нуждам.Огонь на очаге был признан за семейное, родовое божество, которое охраняло счастие дома и родичей, умножало их имущество и устрояло внутренний порядок; то же охранение семейного мира и благосостояния, те же заботы о домочадцах, верховная власть над ними и хозяйственный надзор принадлежали старшему в роде. Название жреца равно присвоялось и огню, и родоначальнику, обязанному служить при его жертвеннике. Умирая, предки не покидали потомков совершенно, не разрывали с ними связей окончательно; они только сбрасывали с себя телесные формы, сопричитались к стихийным духам и как гении-хранители продолжали незримо следить за своими потомками, блюсти их выгоды и помогать им в житейских невзгодах.
Потому у всех древнейших народов огонь признавался проводником жертвоприношений, посредником между людьми и богами, обитающими на высоком небе; а домашний очаг был первым жертвенником, на котором чествовались бессмертные владыки. Каким бы богам ни предназначались жертвенные яства, вместе с ними необходимо сотрапезовал и Огонь.
Огонь в переносном смысле - та пламенная Сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою и зажигает сердца храбрых витязей.
Огонь - первичная из всех Стихий. Главное же проявление огненной стихии - в солнечной энергии. Поэтому Огонь нередко считают младшим братом Солнца и от того величают Сварожичем, т.е. потомком Сварога.
Символы Огня - любая форма плетения, в том числе и сплетение волос, горящая свеча (лучина) и крылья.
Огонь - всесильная и загадочная субстанция. Все народы мира считают его очищающей природной силой. Он очищает от страхов и тревог, от порчи и сглаза, от болезней и врагов. Недаром огонь горит во всех святилищах независимо от их религиозной принадлежности.
Чтобы быть в полной гармонии с Природой необходимо как можно чаще сидеть у открытого огня, который легко завораживает и усыпляет, создавая внутри человека душевную лёгкость и спокойствие.
Чтобы умилостивить огонь и сделать его дружественным - следует «накормить» и «напоить» огонь жертвенными приношениями, а чтобы случайно не оскорбить - в огонь не следует плевать, мочиться и злословить на него.
Согласно преданиям Огонь является семиглавым, отсюда собственно и его имя - Семаргл. Каждая голова Семаргла - это огненная сила-посредник между людьми и богами.
Из языков пламени Семаргла рождаются саламандры, легендарные ящерицы, которые по воле богов или чародеев могут перемещаться по земле и воздуху и наказывать пожарами неугодных.
Во время прощальной огненной крады Семаргл возносит с дымом души умерших до Междумирия, а во время жертвоприношений доносит до Богов подношения и человеческий глас.
Славяне различают три вида Огня-Сварожича:
Самым чистым считается огонь, зажженный энергией рук или добытый трением двух кусков дерева. Его добывают в торжественных или чрезвычайных случаях, например, для розжига праздничного алтарного огня, купальского костра или для очищения селян от эпидемий и предотвращения массового падёжа скота. Этот обряд исполняется только пожилыми мужчинами.
Второй вид - огонь, высеченный огнивом, зажженный от спичек или добытый от Солнца с использованием линзы. Такой огонь используется для розжига обычного жертвенного алтарного огня, для розжига крады и в повседневных делах (для приготовления пищи, для обогрева и т.д.).
Третий вид - это огонь небесный, огонь от удара молнии. Он считается одновременно страшным, потому как часто является причиной пожаров, и чудотворным, потому как изгоняет с земли бесов и навью нечисть. Такой огонь используется в святилищах с неугасимым алтарным огнём.
Огонь на основе дерева или угля считается Живым; на основе газа или нефтепродуктов - Мёртвым.
Живой огонь является очистительным. На живом огне куются праведные мечи, путём лёгкого обжига им очищаются от накопленного негатива старые предметы быта и находки. Прыганье через костёр и хождение по углям очищает тела и души людей от энергетического негатива и болезней. А проведённые между двух костров с Живым огнём стада домашней скотины, очищаются от сглаза, наговоров и порчи.
Огонь силу великую имеет. Коль устал или тяжесть на душе сядь к Огню, посмотри на него внимательно. Защитит он тебя и обогреет. Даже свеча малая зло и невзгоды отгоняет".
"Огонь и жилища чистит. Зло не смеет приблизиться к Огню, но Огонь очищает все оскверненное".
"Огонь свидетель клятв".
"Особенна Сила и велика у Огня в Купалинскую ночь. Сила его очистительна. Перепрыгни через Огонь в эту ночь три раза и многие болезни прочь изгонишь. Для женщин это особливо важно. Огонь их первый Защитник, как матерей, ибо детей малых любит и жалеет Сварожич. В эту ночь Огонь поэтому большинство женских хворей излечивает".
"Не ругайся и не паскудничай у Огня, в каждом огоньке малом искра Семаргла Сварожича, часть души Его".
"Во время трапезы Огонь угощают первым и лучшим кусочком трапезы".
"Очистительными свойствами обладает и кусочек дерева недогоревший или уголек от Купалинского костра. Дом, где он хранится, много бед стороной обойдет".
Источник