Порой от собеседников приходится слышать вопрос: если древние славяне
были такой высокоорганизованной и развитой нацией, то где материальные
доказательства их великой культуры? Где
храмы, где сооружения, подобные египетским пирамидам?
На этот вопрос хочется ответить следующее.
Прежде всего, имеются неоспоримые археологические и прочие
исторические свидетельства о существовании на территории
древнеславянских государств дохристианского периода храмов, не
уступавших своей роскошью и великолепием многим европейским культовым
сооружениям того времени.
Вспомним о знаменитых храмах Свентовида (Светови-да), один из которых
находился на острове Руяна (нынешний Рюген) в столице его Арконе
(Архоне), а другой в Хол-мограде (также одном из северных городов
славян).
Саксон Грамматик, датский летописец (1140-1208), лично видевший и
подробно описавший руянский храм, отмечал, что он был «прекрасной
работы» (oper elegantisfimum). Храм Световида был деревянный и
возвышался на равнине;стены снаружи были украшены всякими картинами, и
только одна дверь служила входом. Внутренность имела два отделения:
первое окружалось пурпурной стеною, другое состояло из четырёх столбов с
прекрасными завесами, где находился идол Световида - огромное
деревянное изваяние о четырёх головах (обозначавших четыре стороны
света). В правой руке он держал рог, наполненный вином, а левая была
уперта в бок. Тут висели также его седло, узда и меч. Световиду
принадлежал белый конь, считавшийся священным.
Все славяне присылали в Аркону дань. Также иноземные купцы,
приходившие в Аркону, должны были платить Световиду часть своих товаров;
даже король датский Свен Отто подарил ему золотую чашу высокой работы.
При храме находились триста всадников, которые во время войны
отправлялись в поход, и вся добыча, полученная в сражении, принадлежала
Световиду.
Посетителем другого храма Световида (возможно, холмогорского) был сам
князь Рюрик, пришедший накануне вступления на русский престол принести
Световиду богатые дары и получить от Боговеда сведения о сущности
славянской веры.
Этот храм был окружностью 1460 шагов и сооружён из светло-серого
дикого камня. Двенадцать огромных яшмовых столпов из кринфского чина
поддерживали навес его кровли; оглавия их были из позолоченной меди.
Триста шестьдесят окон и двенадцать врат заключались медными затворами.
При каждых дверях стояли два жреца с трубами. На медных вратах
изображались двенадцать знаменитых подвигов бога. Кровля, полушаром,
состояла из вызолоченной меди. Посреди ее стояло медное позолоченное
изваяние Световида, а по краям на четыре стороны были поставлены четыре
изваяния, высеченные из мрамора. На восток - Мерцана, богиня начала дня в
венце из одной звезды и златобагряной ризе. На юг - Купала в облике
юноши, облачённого в короткую и лёгкую одежду с венцом из цветов на
голове. На западе стоял Догода - прекраснейший из богов. Волосы его
раз¬веваются по плечам, одет в голубую тонкую ризу, и за плечами -
голубые же крылья. На севере стоял свирепый Позвизд с лицом морщинистым и
сердитым. Голова окутана лоскутом кожи белого медведя, борода
замёрзшая. Одежда из оленьей кожи, ноги обуты в гагчью кожу. В руках
держал он мех с морозами, бурями, снегом, градом и прочими непогодами.
Рюгснский храм Световида был разрушен и ограблен 15 июня 1169 г. по
христианскому летоисчислению, когда Вольдемар, король датский, захватил
Аркону. Изваяние самого Световида вместе с прочими святынями было
ободрано, рассечено и сожжено при непосредственном участии епископа
Абессалона, как об этом сообщил Саксон Граммма-тик, очевидный свидетель
происшедшего.
Что касается холмоградского храма Световида, то, как отмечает
Григорий Глинка (1776-1818) в своей работе «Древняя религия славян»,
«оный одну участь имел с прочими идольскими капищами, будучи разрушен по
восприятии Россиею святого крещения».
Епископ Отгон Бамбергский, дважды посещавший страну славянских
поморян (в 1124, 1127 гг.) с целью обращения их в христианство, был
изумлён обилием и красотой этой земли, а также великолепием храмов. Так,
он описывает постройку в городе Щетине (Щецине), которая «будучи
главнейшей, выделялась украшениями и удивительной искусностью; она имела
скульптурные украшения как снаружи, так и внутри. Изображения людей,
птиц и животных были сделаны так естественно, что казалось, будто они
живут и дышат. И что надо отметить как наиболее редкостное: краски этих
изображений, находящихся снаружи здания, не темнели и не смывались ни
дождём, ни снегом - такими их сделала искусность художников. Сюда они
приносят, по давнему обычаю своих предков, определенную законом десятую
часть награбленных богатств… Там же хранились золотые и се¬ребряные
сосуды и чаши… там же хранили они в честь богов и ради их украшения
огромные рога диких быков, обрамленные в золото и драгоценные камни и
пригодные для питья, а также рога, в которые трубили, кинжалы, ножи,
различную драгоценную утварь, редкую и прекрасную на вид…»
Интересное известие мы встречаем у арабского писателя Аль-Массуди
(ум. в 956 г.), который при описании одного из славянских храмов
отмечает: «Этот храм обращал на себя внимание большим количеством
таинственных чёрточек, которые имели волшебное значение и служили для
целей прорицания».
Немецкий летописец Дитмар, епископ мерзенбургский (976-1018) также
подтверждает, что в языческом храме города Ретры ему привелось видеть
несколько славянских идолов, на каждом из которых особыми знаками было
начертано имя.
Таким образом, в дохристианский период у славян существовали не
только великолепные храмы, но и собственная письменность, что
свидетельствует о высокой степени цивилизованности наших предков.
Помимо основательных сооружений, значительно больше было храмов под
открытым небом, представлявших собой площадки или холмы с отдельными
изваяниями. Так, известны многочисленные кумиры Перуну (в Киеве,
Новгороде), Саксон Грамматик говорит о кумире Поренуча (вероятно,
Перунича - прим. наше - В.Ю.Г.) на о-ве Рюген в городе Карнезе. В
Карнезе же стояли изваяния Ругевита и Поревита (Бурився). Ободриты чтили
Радегаста. В Гар-цбурге, за милю от Гослара, как свидетельствует в
«Славянской и росссийской мифологии» Андрей Кайсаров (1.782-1813). стоял
истукан Крода (видимо. Рода - прим. наше - В.Ю.Г.) на высокой, лесом
обросшей горе. Изваяние представляло собой старца, опоясанного белой
шерстяной подвязкой, стоявшего босыми ногами на рыбе и державшего в
одной руке колесо, а в другой сосуд, наполненный цветами и плодами.
Германский исследователь XVIII в. Михей Шедий говорит о почитаемом
вагрскими славянами боге правосудия Проно, Прове или Прово (искаженное
от Правь, Праваприм, наше - В.Ю.Г.). главный кумир которого находился в
Альтенбурге. В Киеве находились изображения Даждьбога, Коляды, Хорса,
Велеса, Лада, Макоши.
Печальный конец древних храмов и изваяний даёт ясный ответ на вопрос,
куда подевались славянские святыни. Они были методично и
целенаправленно разрушены, сожжены и уничтожены ревнителями христианской
веры, стремив¬шимися не оставить от свидетельств прежних идеалов и
по¬клонений камня на камне.
Однако во все времена главнейшим храмом славян считалась Природа, и
предметами их поклонения являлись жи¬вые Источники, священные Дубы и
небесные Камни, поскольку никакой даже самый искусный храм не может
превзойти её ни красотой, ни чистотой, ни ощущением присутствия
божества. Ведь Дуб, Сноп, Камень, Источник и являются земными
воплощениями божественной силы. Поэтому везде, где бы ни был человек, он
находился в Храме Природы и должен был вести себя соответственно -
блюсти чистоту души и тела, беречь окружающий мир, не убивать без
крайней нужды животных, не срывать даже стебелька без надобности. Ибо
Природа во всём её блеске и красоте, с могучими дубравами, широкими
полями, цветущими лугами, с лесами, полными дичи и реками, обильными
рыбой - вот истинный Храм наших пращуров, которые умели видеть и ценить
красоту, воспринимать окружающий мир в лёгком ореоле тайны и волшебства.
К тому же, многочисленные жизненные примеры показали, что из-за
рукотворных храмов славянскому народу пришлось претерпеть немало
страданий. Так, когда славяне в течение пяти сотен лет (с VI по I век до
н.э.) мирно и богато жили в Карпенских горах (на Кавказе), они
настроили великолепные храмы, а прочие народы стали завидовать и
совершать нападения с целью захвата богатств. В результате жизнь пошла
«злая», и славяне вынуждены были покинуть Кавказ.
«Русы ушли к морю (Чёрному) и там поселились. И возвели храмы -
помолья, и было там много богатого зодчества, и были украшены те храмы
золотом и серебром, и многие из почитаемых ими деревянных богов сделаны
искусно. И стало это ведомо иным народам, они смотрели, завидовали и
воевали с нами, и там не имели наши родичи покоя… И та земля изведала
мерзости войн и злой жизни, и мы отошли от Карпенских гор к Кию» (ВК,
дощ.18-А).
В другом месте «Вслесовой книги» говорится, что, увлекшись
построением храмов и прославлением в них богов, славяне потеряли
способность противостоять врагам. «Мы имели много храмов в Нов-граде на
Волхове-реке, и имели в Киев-граде по Боголесьям, также имели храмы на
Волыни дулебской и в Сурожи на море Сурожском и Синем. И это великий
позор для нас, что храмы сурожские разрушены врагами, и боги наши
валяются, затоптанные в прах, так как русы не имеют силы одержать над
врагами победу… (Мы) лишь стремимся в храмах славить богов, которые не
приемлют жертв наших, ибо оскорблены нашей леностью» (ВК, дощ. 21).
Таким образом суровая действительность всякий раз преподносила урок,
напоминая о следовании законам Прави, один из которых гласит: «что
лишнего, то не надобно!»
И славяне вновь обращались к первоистокам, к исконным ликам богов на
земле - священным Боголесьям и Живым Родникам. «И теперь, не имея
мольбищ, мы обращаемся к ним у студёных источников, где течёт Живая
Вода, - там волшебство есть, и волки хищные не подходят» (ВК, дощ.
18-А).
Когда храмы и святилища были в очередной раз разрушены (уже
христианами), славяне вновь вернулись к почитанию естественных святынь.
Как свидетельствует христианская документация XVI в., «во многих русских
местах… скверные мольбища идольские удержащася», представлявшие собою
«лес и камение и реки и блата, источники и горы и холми, солнце и месяц и
звезды, и озера».
И тогда под топор «просветителей» легли как отдельные священные Дубы,
так и целые Боголесья. Иноки-черноризцы шастали по лесам, искореняя все
мало-мальски подозрительные места, похожие на мольбища, низвергали
столбы, выворачивали «камение и в воду метали».
Насильственным образом народ был отвращён от лика Матери-Природы и
лишён своих прежних храмов. А ведь во все времена славянские храмы
представляли собой прежде всего сооружения калсндарно-обссрваторного
назначения! (Вспомним храм Свснтовида, у которого было 12 дверей и 360
окон.) И чем глубже мы будем опускаться в историю, тем выразительней
предстанут подлинные назначения древнеславянских храмов. Утрачивая во
внешнем блеске, они обретают глубинный смысл изначальности - ориентацию в
Пространстве и Времени!
Археологами открыто множество древних обсерваторий на территории
обитания славяно-арисв - от Дуная до Урала, которые функционировали уже в
IV-II тыс. до н.э., при этом некоторые из них не уступают знаменитому
Стоунхенджу.
Зачастую ориентирами выступали также древние погребалища: курган, а
от него во все стороны расходятся тропы-лучи. Посчитаешь, а их -
двенадцать, и сориентированы соответственно сторонам света! Вот тебе и
культово - обсерваторно сооружение - дошёл до могилы, поклонился памяти
предков, взошёл на курган - и дороги-лучи поведут тебя дальше, куда
надобно.
Важнейшим событием последнего времени стало открытие обрядовых
могильников - майданов, гигантские изображения которых напоминают
изображения в пустыне Наска - их видно только с самолёта. Такими
изображениями являются паук, черепаха, змея, голова быка и другие,
родиной которых являются украинские степи! И эти изображения также
ориентированы по солнцу! «Майданы имели также «обсерваторные», то есть
календарные функции. Отростки «паука» (или крестоцветного узора, который
и сейчас присутствует в украинских орнаментах) были направлены
соответственно сторонам светя на восток и запад в дни солнцестояний. При
этом самый сложный отросток показывал на закат Солнца в ночь на Купала.
Теперь уже известно (по аэрофотосъёмкам), что подобные
святилища-обсерватории сопровождают десятки хлеборобских поселений и
протогородов IVIII тыс. до Р.Х.» (Шилов Ю.А. Космічні таемниці могил / В
кн. «Брама безсмертя». - К., 1994. - С. 151).
Наблюдения за Солнцем, Луной, звёздами и планетами осуществлялись на
протяжении многих тысячелетий, хранились жрецами и служили вехами в
народнохозяйственной деятельности славян. Эти знания были необходимы для
ориентации в пространстве как при боевых походах, так и при перегонке
скота или мореплавании. Особенно возросло значение этих наблюдений с
освоением земледелия. Накопленные знания, как уже отмечалось, берегли и
передавали друг - другу волхвы. Именно они, опираясь на
многотысячелетний астрономический опыт, могли определить и точно
сказать, каким будет тот или иной год - засушливым или, наоборот,
дождливым, тёплым или холодным, выпадет ли затяжная весна и когда
ожидать осенних заморозков. Исходя из этого славяне знали, каким именно
сельскохозяйственным культурам следует отдать предпочтение.
Уничтожение храмов-обсерваторий привело к уничтожению накопленных
знаний. А переход на юлианское, а затем григорианское летоисчисление и
вовсе сместило истинные ориентиры на ложные. Народный календарь перестал
выполнять свои функции, что привело к нарушению агрономических сроков и
росту неурожаев. (Очень хорошо эта проблема освещена в статье В.Власова
«Русский календарный стиль» в журнале «Вокруг света», №8, 1986.)
Сегодня мы живём по «абстрактному» времени, чисто механически
разделённому на месяцы и дни и не «привязанному» к естественным
Космическим часам. Да и месяцы наши мало того, что смещены, носят нынче
чужеземные имена, заимствованные от римлян. Как, впрочем, и большинство
наших собственных имён. Сегодня у нас всё чужое - боги, имена,
календари, храмы. Остался лишь один храм, который мы потихоньку
замусориваем, загаживаем и тоже забываем - это храм Природы, главнейший
храм наших предков. И самое главное в том, что он - един для всех нас,
независимо от места проживания, расовой принадлежности и
вероисповедания.
Ещё есть время опомниться и навести в нём чистоту и порядок. И мы
славяне, здесь должны быть по своему историческому и ментальному
предназначению «впереди планеты всей», иначе мы окажемся недостойными
своих великих богов и пращуров, и тогда нам попросту грозит физическое и
духовное вымирание.
источник