Когда гуанч умирал, особенно если он был знатного рода, начинался длительный период траура и подготовки к загробной жизни. В сообщениях летописцев говорится, что они полагали, что была другая жизнь после смерти, и что дух злых людей жил в горе Тейде, в то время как духи хороших людей жили в области Агере (Aguere), райской долине, которая находится на месте современного города Ла Лагуна (La Laguna). Однако, эти истории уже окрашены христианским видением загробной жизни.
Гуанчи подверглись медленному процессу идеологической обработки христианскими миссионерами, которая началась, по крайней мере, за век до того, как этот народ был, наконец, завоёван. Древний ритуал состоял в удалении внутренних органов из тела мёртвого менсея и размещения их в корзине. Молодой доброволец тогда бросался с вершины утёса в море с корзиной. Прежде, чем совершить ритуальное самоубийство, юноше было поручено передать сообщения для мёртвых: новости о каждой семье, о том, насколько увеличился домашний скот, о здоровье друзей и родственников. Этот молодой человек был посыльным между миром живых и миром мёртвых. Несмотря на то, что о представлениях собственно гуанчей о смерти ничего не известно, нет никаких сомнений в том, что они имели своё уникальное и, без сомнения, хорошо сформированное понятие о загробной жизни, к которой они тщательно готовили тела своих мёртвых.
Когда гуанч умирал, его тело тщательно мыли, вскрывали, вынимали внутренности, промывали изнутри солёной водой и натирали день за днём мазью, приготовленной из различных растений и минералов, точный рецепт которых сейчас неизвестен, но известно, что туда входили овечий жир, сосновая смола и измельчённая пемза, а также сок драконового дерева, который обладает консервирующими свойствами. Тело помещалось на солнце в течение нескольких недель, пока полностью не высушивалось, таким образом становясь мумией. В течение этого долгого процесса семья и друзья мёртвых продолжали траур. После того, как подготовленная мумия был обернута в овечьи шкуры, покрашенные или помеченные таким образом, чтобы позже их можно было идентифицировать. Шкуры сшивалисть так, чтобы сформировать тесный кожух. Наконец тело помещалось в пещеру, которая служила семейной могилой, на поднятых досках. Рядом с телом ставились подношения: украшения (ожерелья их глиняных бусинок и зубов свиней), глиняные сосуды, ракушки и копья. Если мертвец был менсеем, его хоронили с его скипетром, который символизировал его верховную власть.
Благодаря тому, что в пещерах держалась постоянная температура, мумии хорошо сохранились до наших дней. Они доступны для обозрения в Музее природы и человека на Тенерифе и в Национальном музее антропологии в Мадриде. Эта загадка гуанчей так никогда не была разгадана. Откуда белые люди, отрезанные от всего света огромными океанскими пространствами, получили знания о мумификации, которыми обладали только инки и египтяне?
Но можно сделать одно предположение, выяснив, что общего между египтянами и инками. А общее у них то, что и те и другие были наследниками более древней цивилизации - цивилизации империи Антов. Значит и гуанчи были её наследниками, хоть и основательно одичавшими.
Ещё одной загадкой являются пирамиды гуанчей. Они расположены на острове Тенерифе в городке Гуимар. Сейчас сохранилось шесть пирамид из девяти. Эту загадку пытался разгадать знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог Тур Хейердал. Он начал раскопки и выяснил, что пирамиды ориентированы строго по солнцу. Одна линия пирамид совпадает с линией зимнего солнцестояния, а другая - летнего. Также его стараниями был открыт этнографический парк «Пирамиды Гуимар». Но это и всё, что он мог сделать. Загадку гуанчских пирамид он так и не разгадал, хотя и был уверен, что гуанчи происходили из неизвестной высокоразвитой древней цивилизации.
Завоевание
Как известно, знакомство гуанчей с европейцами закончилось для первых весьма печально. Они исчезли с лица земли. Европейцы действовали медленно, но настойчиво. У аборигенов островов не было шанса. Против них работала вся европейская «цивилизация» в лице Испании и Португалии, ну и католической церкви, конечно, куда же без неё, со всем накопленным опытом покорения и уничтожения народов, применяя старые, веками проверенные способы, как то: использование
христианской религии, как социального оружия; метод «разделяй и властвуй»; вооружённая интервенция и пр.
Дорожку на Канары протоптал в 1312 году генуэзский капитан Ланцеротто Малочелло, когда искал братьев Вандино и Уголино Вивальди, которые были на Канарских островах в 1291 году на пути в Индию. Это ему приписывают переоткрытие Канар. Братьев не нашёл, зато остался на острове Titerogakat, который впоследствии стал носить его имя - Лансароте, почти на 20 лет. Что и как он там делал, неизвестно, но аборигены острова восстали, и он был выдворен ими с острова.
Через 30 лет, в 1341 г, к Канарам организовали экспедицию флорентийцы, и её вроде бы финансировал португальский король Афонсу IV, что, впоследствии стало основой для претензий португальцев на Канарские острова. Флорентийцы почти пол-года исследовали архрипелаг и, прихватив с собой 4 аборигенов, вернулись в Европу. Через год, в 1342 г, из Майорки на Канары отправилось ещё 2 экспедиции, на сей раз на острова поехали испанские купцы.
Католическая церковь встрепенулась и тоже решила наложить руку на острова. В 1344 году Луис де ла Серда (граф Клермона, адмирал Франции), служивший тогда французским посланником при папском дворе в Авиньоне, предложил папе Клименту VI захватить острова и обратить аборигенов в христианство. Папа тут же издал буллу, в которой даровал острова де ла Серде, а в 1345 году ещё одну, в кторой придавал планирующемуся походу статус крестового и выдавал всем участникам индульгенцию. Профинансировать и подготовить его он милостиво разрешил иберийским монахам, которые это дело спустили на тормозах. А тут ещё и португальцы заволновались о своём «первородстве» на Канары. В общем, крестовый поход на гуанчей тогда не состоялся.
Тем не менее, коммерческие набеги на Канары испанских купцов, которым, кроме ценного красителя канарских островов - лишайника орсель (Rocella tinctoria), позволяющего получать стойкий и глубокий пурпурный цвет и другого красителя - смолы драконового дерева (Dracaena draco), нужны были рабы для европейского рынка (оказывается, в Средневековой Европе тогда были и такие рынки!), следовали с завидной регулярностью. Были снаряжены экспедиции в 1346, 1352 и 1366 годах.
Церковники тоже желали приобщиться. В 1351 году папа Климент VI собирался организовать экспедицию для доставки на Канарские острова францисканских миссионеров и 12 крещёных аборигенов. Удалось ли ему это, неизвестно. Как и неизвестно, удалось ли епископам Барселоны и Тортосы отправить священников отправлять службы на Канарах на местных языках, как папа Урбан V наказывал в своей булле в 1369 году. Однако точно известно, что 13 христианских священников, которых послал папа Урбан VI на деньги Педро IV Арагонского, проповедовали на Канарах в течение 7 лет и были уничтожены в ходе восстания аборигенов 1391 года. Всего с 1352 по 1386 годы состоялось (или, по крайней мере, планировалось) по меньшей мере, пять миссионерских экспедиций.
Португальцы тоже желали получить острова себе. Проигнорировав буллу 1344 года, в 1370 году король Португалии Фернанду I даровал острова Лансароте и Гомера некоему «Ланкароте да Франкиа», который попытался захватить острова, и сражался там «с гуанче и кастильцами». Но это была так, подготовка и информационная обработка аборигенов, которая, кстати, даром не пропала. Были отравленные христианством гуанчи, которые стояли в стороне, когда их родину, остров за островом, медленно, но верно - с 1402 по 1496 гг., подминали под себя пришлецы из Европы.
В 1402 году французский барон Жан де Бетанкур - владелец текстильных и краскодельных мануфактур, исспросив у кастильского короля Энрике III разрешение на завоевание Канарских островов в обмен на принесение вассальной присяги, высадился на Лансароте. Воджь махос - так называли себя аборигены этого острова - Гадарфия не смог победить захватчиков и в 1404 году остров был в руках нормандцев. Используя Лансароте в качестве опорной базы, Бетанкур начал завоевание следующего острова - Фуэртевентуры, который был завоёван в 1405 году. Тогда же был захвачени остров Иерро. Населявшие его аборигены - бимбачес - не оказали сопротивления, и были проданы в качестве рабов, а остров был заселён переселенцами из Кастилии и Нормандии.
В 1412 году Жан де Бетанкур навсегда вернулся в Нормандию, а вместо себя оставил главным своего родственника Масио де Бетанкура, который продал свои владения и право на завоевание оставшихся островов испанцу Энрике Пересу де Гусману. Тот их тоже перепродал. В итоге, права на острова и их завоевание, что самое интересное, сменили несколько владельцев. Заметим, что незавоёванными остались ещё три острова, причём самых больших - Гран Канария, Тенерифе и Ла Пальма, а шкурой неубитого медведя, то есть правом на их завоевание, просвещённые европейцы торговали вовсю, как минимум, за 50 лет до их завоевания. Что поделать, библейское воспитание сказывалось. Видимо, пример бога, который пообещал выбранному им народу землю, на которой жили и трудились другие люди, страшно вдохновлял европейских «сверхчеловеков», стремившихся пополнить невольничьи рынки свежим, высоким, светловолосым и голубоглазым товаром.
В конечном итоге, права на завоевание этих трёх островов отошли к королю Кастилии. И тогда начался второй этап завоевания Канар - королевский, в отличие от первого - дворянского, поскольку за дело взялись царственные особы - так называемые католические короли - Фернандо II Арагонский и Изабелла I Кастильская...
В 1474 году на трон королевства Кастилия взошла Изабелла. Ей было 23 года, 5 из которых она была замужем за своим троюродным братом, наследником королевства Арагон, Фернандо II. Это та Изабелла, которая учредила в 1478 году Инквизицию и, будучи ярой католичкой, гордилась тем, что мылась два раза в жизни: в день рождения и в день свадьбы. Несмотря на молодость, Изабелла якобы бодро взялась подминать под себя другие испанские королевства (провинции) и довела до конца почти 800 летнюю Реконкисту - отвоевание Иберийского полуострова у мавров. В 1492 году пал их последний оплот - Гранадский эмират. Параллельно с завоеваниями на материке, уже через четыре года после восшествия на трон, Изабелла отправляла вооружённые экспедиции на Канарские острова с 1478 по 1496 гг., полностью взяв на себя финансирование их захвата.
Причина, по которой Изабелла так настойчиво, в течение почти 20 лет, завоёвывала три оставшихся острова Канарского архипелага, называется следующая. Она планировала создать ещё одну базу для завоевания Марокко, на которое, она и её муж, принц-консорт считали, имели право, как наследники вестготской империи, которая, в свою очередь, была как бы наследницей римской. Первой базой для завоевания Морокко был Гибралтар. Высадившись, на другом его берегу и на берегу, противоположном Канарским островам, они планировали «взять Марокко в клещи». Зачем Изабелле нужен был северо-запад Африки, в частности Морокко? Предполагают, что она хотела решить несколько задач:
И историки всячески стараются нас убедить в том, что всё это планов громадьё умещалось в голове 27-летней женщины, которую никогда и не рассматривали как наследницу, поскольку кроме неё было ещё 2 брата. Своё детство она провела вдали от двора, и, поскольку её не готовили царствовать, она получила довольно слабое образование - умела читать и писать, и была страстной и искусной вышивальшицей. Говорят, что впоследствие она усиленно занималась самообразованием, чтобы восполнить пробелы в образовании. Возможно. Но, что бы нам ни говорили, а кухарка, в данном случае, вышивальщица, вряд ли сможет самостоятельно управлять государством, разрабатывать долгосрочные планы по консолидации земель, военным вторжениям и захватам территорий для решения нескольких глобальных задач. Значит, за ней были силы и личности, широкой публике не известные, которые и разрабатывали все эти стратегические планы. Наподобие Джона Ди - советника английской королевы Елизаветы I, алхимика, астронома, каббалиста, «агента ангелов» и автора концепции «зелёной империи», включающей Англию, Северную Америку и Россию. (Получить достаточно внятное представление об этих «силах» можно в весьма любопытном фильме
«Страшный суд» (Day of Wrath)).
Тогда и основные причины захвата Канарского архипелага могут быть совсем иными. Не будем забывать, что это 15-й век - середина Ночи Сварога. Иберийский полуостров - это самая окраинная часть огромной
Славяно-Арийской империи и, значит, он первым подвергся захвату
Тёмных Сил, которые медленно, но верно продвигались на Восток, потихоньку откусывая от неё небольшие кусочки. И хистианская церковь, во главе которой всегда стояли чёрные маги и колдуны, была мозгом и основной движущей силой этого процесса.
Вернёмся, однако, к судьбе последних свободных Канарских островов - Гран Канария, Ла Пальма и Тенерифе. Первым островом, который подвергся завоеванию, был остров Гран Канария. Кастильцы отрядили туда войска под руководством арагонского капитана Хуана Рехона (Juan Rejon), который рекрутировал 600 человек, снарядил 3 корабля и в 1478 году отплыл на остров вместе с монахом Бермудесом (Bermudez), представителем архиерея о. Лансароте, который и софинансировал экспедицию. На завоевание острова понадобилось 5 лет.
Тамаротес - аборигены Гран Канарии - яростно защищались, и, несмотря на то, что испанцам удалось захватить север острова, дело продвигалось туго ещё и потому, что живой силы и припасов не хватало, и капитан с монахом начали грызню между собой. Чего не поделил конкистадор и «святой» отец, разбираться нам недосуг. Но свара вышла такая знатная, что повлияла на всю военную компанию и дошла до королевских ушей. В итоге, на остров был прислан новый губернатор - крещёный еврей из Севильи Педро де Альгаба (Pedro Fernandez de Algaba) разбираться. Тот, недолго думая, заковал Рехона в колодки и отправил на материк. Рехон доказал свою невиновность в кастильском суде и вернулся с подкреплением и провизией на остров, где и лишил незадачливого севильца головы, а монаха выслал с острова пожизненно, потом двинулся на Ла Гомеру как бы помочь дожать очаги сопротивления. Однако, тамошний главный завоеватель Эрнан Пераса (Hernan Peraza) и по совместительству старый соперник Рехона, заподозрил его совсем в других планах и прибил несостоявшегося губернатора Гран Канарии и генерал-конкистадора Ла Пальмы и Тенерифе.
В 1481 г кастильские короли прислали на Гран Канарию генерал-капитана Педро де Вера (Pedro de Vera). Умный и опытный военный, но отличавшийся непомерной жестокостью, де Вера покорил Гран Канарию в 1483 году. В этом ему помогал большой отряд крещёных жителей Ла Гомеры, который возглавлял «заслуженный канарец», обретавшийся на островах с 1444 года, испанский идальго Диего Эррера (Diego de Herrera). В битве при Арукасе летом 1481 года был убит вождь одного из двух королевств Гран Канарии - Тельде (Guanartemato de Telde), Дорамас. Несмотря на то, что он был выходцем из самых низов, благодаря своему военному таланту и мужеству, он пробился на самый верх гран-канарского общества и был яростным сторонником сопротивления захватчикам.
Против гран-канарцев была пущена кавалерия, кастильцы были вооружены арбалетами и аркебузами. На стороне аборигенов было великолепное знание месности, умение воевать нестандартно и осознаие того, что они защищают свою родину. Несмотря на преимущество кастильцев в вооружении, перевес оказывался на стороне воинов Дорамаса. О его смерти рассказывают такую легенду. Чтобы не проливать напрасно кровь своих воинов, Дорамас договорился с конкистадорами о поединке. Он победил вызвавшегося воина Хуана де Осеса (Juan de Hoces) из Кордобы, но конкистадоры не желали принять такой результат и атаковали его. Им удалось вонзить ему в спину копьё, а он успел их разметать, но второго удара копьём, которое вонзил ему в бок сам де Вера, Дорамас не пережил. Он успел ему лишь сказать: «Не ты убил меня, но эта предательская собака, которая атаковала меня со спины». Де Вера приказал отрубить у трупа голову, насадил её на пику и выставил в недавно основанном форте.
Вождь Галдара (Guanartemato de Galdar) - второго королевства острова, Тенисор Семидан (Thenisor Semidan), был пленён, что послужило решающим фактором в победе конкистадоров. Его отправили в Кастилию, где он был крещён под именем Фернандо Гуанартеме, после чего, подписав договор с королём, стал верным и ценным союзником кастильцев. Но сопротивление не ослабевало. Дело Дорамаса продолжила принцесса Гаярмина Семидан (Guayarmina Semidan), родственница Темисора, и другой военный вождь Бентехи (Bentejui), возможно, его племянник, а также племенной шаман (faiсan). Они отступили в горы и продолжали сражаться. 23 апреля 1483 года Тенисор Семидан уговаривал их сдаться, чтобы избежать смертей среди соотечественников. Гаярмина решает сдаться, что она и сделала 29 апреля 1483 года в крепости Анситте. Впоследствии она крестилась и вышла замуж за кабальеро Эрнандо де Гусмана. Бентехи в тот же день прыгнул с утёса, воскликнув «Атис Тирма!», что может означать «За Родину!» или «Свобода!». Шаман тоже покончил жизнь самоубийством.
Так закончилось завоевание Гран Канарии. Споры о позиции потомственного вождя острова Тенисора Семидана идут до сих пор. Одни считают его предателем своего народа, другие мудрым вождём, который в безвыходной ситуации стремился сохранить своим людям жизнь. К сожалению, он не мог знать, что христианнейшие европейские захватчики жизни им всё равно не дадут. Те, кто не погиб с оружием в руках, погибнут в рабстве от непосильных работ, либо умрут от занесённых европейцами болезней, от которых у них не было иммунитета, либо растворятся, будучи ассимилированными. Так произошло с населением Центральной и Южной Америки, которую «открыл» Колумб. Тоже при содействии «католических королей». Какое совпадение! Там было выкошено 3/4 населения по этим же причинам, плюс, конечно, их ещё и ободрали в особо крупных размерах.
Но, вернёмся на Канарские острова. Спустя 5 лет на Ла Гомере произошло крупное восстание против деспотизма кастильского губернатора Эрнана Перасы. Его поймал воин по имени Хатакуперче (Hautacuperche) и отрезал ему голову, а дом осадили. На Гомеру срочно отправился губернатор Гран Канарии де Вера. Восставшие укрылись в горах. Де Вера пригрозил, что те, кто не придёт на похороны Перасы, будут вырезаны, а те, кто придут - прощены. Однако Пераса уничтожил и тех, и других. Дикие, но соблюдающие кодекс чести, аборигены не предполагали, что у благородного сеньора и в мыслях не было держать своё слово. Более того, он приказал уничтожить всех лиц мужского пола старше 15 лет. Их мучили, топили, вешали и четвертовали. Женщин и детей продали в рабство.
В 1492 году пришла очередь следующего острова Канарского архипелага - ла Пальма. Короли отдали право на его завоевание генерал-капитану катстильского ВМФ Алонсо Фернандесу де Луго (Alonso Fernandez de Lugo). В случае захвата острова в течение года, ему обещали достойное вознаграждение - пятая часть пленных, кое-какая рента и 700.000 мараведи (maravedies - испанская денежная единица, идёт от золотого динара, изготовлявшегося в Испании в 11-14 вв., названная в честь мавританской династии Аль-Моравидов). Кроме де Луго, поход финансировали некие Хуаното Берарди (Juanoto Berardi) и Франциско де Риберол (Francisco de Riberol) в равных долях и, соответственно, с равными долями вознаграждения.
29 сентября 1492 года шесть кораблей с 900 воинами высадились на остров. Де Луго подписал с некоторыми старейшинами соглашение, в котором обязался уважать их, вплоть до полного равенства с испанцами. Только Танаусу (Tanausu), старейшина главного кантона острова - Acero, не согласился с условиями, укрылся в горах и успешно оборонялся, используя горный рельеф. Поскольку срок договора с Кастильской короной истекал, и де Луго Фернандес терял деньги, то он предложил старейшине Танаусу переговоры в Лос Льяносе, где схватил его, заковал и отправил в Кастилию. По дороге Танусу объявил голодовку и умер на корабле, не доплыв до Испании. Его последним словом было «Vacaguare!» - «Хочу умереть!». В честь своей родины.
Официальной датой завоевания Ла Пальмы считается 3 мая 1493 года. До полного овладения всем Канарским архипелагом кастильской короне осталось завоевать только один остров - Тенерифе…
В декабре 1493 года де Луго получил от католических королей подтверждение права на завоевание острова Тенерифе. Он продал свою плантацию сахарного тростника на Гран Канарии и так получил часть денег на военную операцию, другую часть денег дали итальянские купцы, ведущие свои дела в Севилье.
В апреле 1494 года де Луго высадился на северном побережье Тенерифе. С ним шли 2000 пехотинцев, среди которых было 600 гуанчей с Лансароте, Фертевентуры, Гран Канарии и Гимара, и 200 кавалеристов. Высадившись на северном побережье, конкистадоры первым делом установили большой деревянный крест, а затем построили форт, недалеко от которого сейчас находится столица Тенерифе, которая так и называется Санта Крус, что значит Святой Крест. Картина, отображающая установку креста, висит в здании Канарского парламента этого города.
Как было упомянуто ранее, на момент захвата остров был разделён на девять менсеятов (королевств). Южные и восточные менсеи, правители менсеятов Anaga, Guimaras, Abona и Adeje составили, так называемый, «лагерь мира» и были за то, чтобы подчиниться кастильцам. Проповеди христианских миссионеров, которые там орудовали давно, даром не пропали. Де Луго заключил с ними соглашение о мире.
Северные менсеи - правители Tegueste, Tacoronte, Taoro, Icoden и Daute, составляли «лагерь войны» от соглашения отказались и были за вооружённое сопротивление, не желая принятия христианства и подчинения захватчикам. Их предводителем был Бенкомо - менсей Таоро, главного королевства острова, где и был организован центр сопротивления. Сводная армия гуанчей, насчитывала приблизительно 3000 человек.
Вскоре де Луго двинул свою армию к долине Таоро (Оротава), чтобы раздавить центр сопротивления гуанчей, менсеят Бенкомо. Однако, Бенкомо подготовился к встрече с врагами. Он отвёл всех жителей и животных в горы, а брату Тингуаро (Tinguaro) приказал встретить завоевателей в ущелье Асентехо (Acentejo) на пути к долине Таоро.
31 мая 1494 года армия кастильцев вошла в ущелье, не выслав ни разведчиков, ни флангового охранения. Захватчики расслабились, не видя перед собой ни людей, ни их домашних животных. Так было на других островах. Аборигены бросали всё, забирали свой скот и уходили в горы, а испанцы занимали обжитые низины. Причём, ушедшие в горы аборигены серьёзной опасности не представляли, и пришельцы вовсю хозяйничали на занятой территории.
Увидев свободно пасшийся в ущелье скот, наёмники де Луго обрадовались и кинулись его ловить. Козы в руки не давались, отпрыгивали от солдат и почему-то двигались в одну сторону - вглубь ущелья. В пылу погони за будущим ужином никто не обратил внимания на приглушённый свист, которому подчинялись козы. И только когда вся армия втянулась в ушелье, кастильцы поняли, что попали в западню, но было уже поздно. По ним ударили гуанчи, которые прятались среди густых зарослей кустарника.
Они встретили нападающих оглушительным свистом и градом камней. Все они попали в цель - гуанчи славились своей меткостью. Отряд из 300 человек напал из засады на авангард, а затем основные силы островитян нанесли удар по арьергарду. Хорошо вооружённая кавалерия кастильцев оказалась бесполезной. Запертые в узком ущелье, всадники де Луго не имели свободы для манёвра, гуанчи поражали лошадей своими копями, а те сбрасывали наездников и давили их собственным весом. Со склонов ущелья на кастильцев, затянутых в боевые доспехи и вооружённых огнестрельным оружием, накатывались волны полуголых воинов с копьями и камнями. Но в этот раз аммуниция захватчикам не помогла. Более того, из-за тяжёлого вооружения солдаты де Луго выдыхались намного быстрее гуанчей, а перезарядка огнестрелов требовала времени. Это, а также внезапность нападения и невозможность воспользоваться кавалерией обусловили полное поражение кастильцев. Де Луго потерял в этой битве 80% воинов и, переодевшись солдатом, был вынужден бежать на Гран Канарию, где он, при финансовой поддержке генуэзских купцов и кастильцев, собрал новую армию. За это время гуанчи разрушили форт. Город, построенный на месте, где произошла битва, испанцы назвали La Matanza de Acentejo (Резня в Асентехо).
Набрав новый отряд, приблизительно равный по численности предыдущему, но солдаты были более опытными и лучше вооружены, де Луго вернулся на Тенерифе. Форт восстановили, крест тоже и снова пошли на гуанчей. 14 ноября 1495 года они нанесли им сокрушительное поражение на равнине Агере (Aguere). Кавалерия и отряд Фернандо Гванартеме, имя правителя Гран Канарии Тенисора Семидана, полученное при крещении, внесли решающий вклад в победу. Менсей Бенкомо допустил роковую ошибку, приняв бой на равнине, где его войска были смяты кавалерией кастильцев. На этот раз деревянные копья и камни оказались безсильны против закованных в броню всадников, а также аркебуз, лучников и роделерос (rodeleros) - солдат, вооружённых мечами и металлическими щитами.
1700 гуанчей, среди которых были Бенкомо и его брат Тингуаро, пали на поле боя. Армия де Луго понесла незначительные потери - около 50 человек убитыми и несколько десятков ранеными. Оставшиеся в живых гуанчи рассеялись по Тенерифе и продолжали вести партизанскую войну. Их возглавлял сын Бенкомо, Бентор. Положение осложнялось тем, что много гуанчей полегло от эпидемии неизвестной болезни. Её называют la modorra. Учёные, занимающиеся историей гуанчей, до сих пор не могут прийти к единому мнению, что это было. Одни полагают, что разложение непохороненных тел кастильцев, погибших в битве при Антесехо, отравило воду. Другие - что это был грипп, третьи - тиф, четвёртые - горячка, пятые - чума. В любом случае, известно, что при населении острова в 20.000 человек эта болезнь унесла жизни примерно 5000 человек. И что примечательно, завоеватели от неё не пострадали.
Чтобы прекратить сопротивление, в декабре 1495 года кастильцы вновь предприняли поход с севера острова в направлении к Таоро. Несколько тысяч гуначей снова встретили захватчиков в ущелье Асентехо, видимо, надеясь на повторение победы. Однако де Луго предыдущий урок хорошо усвоил. Он разделил своё войско на две части и использовал преимущество кастильцев в наличии огнестрельного оружия. Бой длился 3 часа и гуанчи проиграли. В ознаменование своего триумфа Алонсо Фернандес де Луго возвёл монастырь, посвящённый Деве Марии, на месте битвы. Вскоре вокруг обители возникло поселение, которое сейчас называется La Victoria de Acentejo (Победа в Асентехо).
Бентор, сын Бенкомо, покончил с собой через месяц после поражения. Бенитомо, следующий менсей Таоро, 25 июля 1496 года вместе с менсеями Акиамо (Такаронте) и Бенеаро (Анага) согласился на принятие христианства и присоединение Тенерифе к «королевству Испания», подписав соглашение о мире (Paz de Los Realejos). В сентябре 1496 года районы Адехе, Абона, Дауте и Икод присоединились к этому соглашению. Большинство гуанчей, последовав примеру своих вождей, приняли христианство. Начался процесс культурной и этнической ассимиляции гуанчей. Побеждённые гуанчи севера Тенерифе были проданы в рабство или переселены на Гран Канарию.
Но сдались не все. Некоторые северяне бежали в южную часть острова, где они нашли убежище среди соплеменников в горах. Они продолжали безнадёжное дело освобождения своей родины. В августе 1502 года произошло восстание в Адехе. Менсеем был объявлен Ичасага (Ichasagua). Он хорошо изучил тактику кастильских солдат, добыл в боях их огнестрельное оружие и несколько месяцев совершал дерзкие и кровопролитные нападения на них и поселения колонистов. Поймать его не могли, и тогда в дело вступила излюбленная тактика завоевателей, которая всегда срабатывала с гуанчами - обещания и обман. Кастильцы втёрлись в доверие к некоторым сторонникам Ичасаги через некоторых своих сторонников из гуанчской знати и пообещали им всё, что они только хотели услышать и, что никогда не было исполнено. Они заключили с ними такое же соглашение о мире, как и в 1496 году, и направились в ставку менсея. Когда правитель Адехи увидел, что захватчики-парламентёры идут рука об руку с его ближайшими соратниками, он не смог вынести того факта, что его земля всё-таки завоёвана и, что ближайшие соратники предали его. Ни слова не говоря пришедшим, он выхватил из-за пояса нож и вонзил себе в грудь. Так же, как и его предки, для которых честь означала всё в жизни, умер предпоследний гуанчский менсей.
Кастильское завоевание канарского архипелага закончилось. Большинство его жителей было истреблено или погибло в боях. Многие предпочитали самоубийство плену. Тех, кто уцелел в боях, унесли эпидемии и голод. Многих заковали в кандалы и продали в рабство на невольничьих рынках Испании и Магриба. Те несколько сотен островитян, что остались в живых, были насильно крещены и в скором времени были полностью ассимилированы завоевателями и иммигрантами со всей Европы. От гуанчей остались лишь имена, которыми и по сей день некоторые островитяне иногда называют своих детей - Бенкомо, Бауте, Дорамас, Менсей, Ганартеме, гуанчские топонимы - Анага, Икод, Гимар, Тейде, Укана, Техина, Тегесте, Такоронте и другие, и десяток слов, которые используют пастухи Фуэртевентуры и Лансароте, относящиеся к их занятию. Вот и всё, что осталось от народа, который ничего не успел сказать миру о себе.
Но действительно ли это так? Или от нас, в очередной раз, что-то скрывают, заменив истину полуправдой, которая порождает массу вопросов. Сомнений в том, что аборигены островов сражались за свою родину, нет. Как нет сомнений и в том, что их зачистили очень старательно. Почему? Только ли из природной европейской кровожадности? Зачем испанцы так настойчиво наседали на Канары? Что хотели там найти? Богатства? Так гуанчи кроме коз и овец ничего не имели. Рабов? Так их не так уж и много было, и дрались они отчаянно. Можно было это понять и меньше чем за 70 лет войны с ними. Христианская церковь хотела новой паствы? Возможно. Но верно и то, что
служители Лунного культа рыскали по всему миру и тащили к себе всё, что касалось древних знаний и их носителей. Вспомнить хотя бы, какую кровавую охоту они устроили за последователями Радомира и Магдалины и их потомками. Людям не оставили ни клочка знаний, а всех, кто мог хотя бы что-то знать, убили. Об этом можно прочитать в книге Светланы Левашовой
«Откровение».
Так, может, и на Канарах, служители чёрных хотели забрать или уничтожить какой-то аретфакт(ы)? Эджертон Сайкс (Egerton Sykes) (1894-1983), известный атлантолог, член Королевского Географического общества, утверждал, что на Канарских островах и на острове Мадейра находились несколько храмов атлантов, в которых хранились некие артефакты. Он почерпнул эту информацию из кельтских преданий, записанных в конце 6 в. н.э., которые рассказывают о таинственных людях Туата де Дананн, которые прибыли в Ирландию на больших кораблях с неизвестных атлантических островов, которые были уничтожены ужасной катастрофой. Он же отмечает, что в 1402 г., когда на Канарские острова впервые явиись испанцы, они увидели развалины каких-то древних сооружений и искусственных каналов. Да и «Рукопись Бокаччо», упомянутая в самом начале, свидетельствует, что итальяно-испанская разведывательная экспедиция 1341 года ходила в какой-то храм на острове и украла оттуда статую обнажённого мужчины, которую отвезла в Лиссабон. Возможно, они ещё что-то увидели, чего увезти с собой не могли. Так что нужно было захватить острова под свой контроль, а население зачистить, чем они и занимались полтора века.
История гуанчей, как и история других народов, которые имели несчастье быть покорёнными европейскими конкистадорами, показывает изуверские методы, которые применялись «просвещёнными» европейцми, чтобы получить желаемое. Нечеловеческая жестокость и дикость, вкупе с абсолютной безсовестностью и жадностью, являлось тем основанием, на котором покоилось благосостояние Западных империй, в частности Испанской и Британской. Об этом не надо никогда и никому забывать. Особенно тем, кто ведётся на сказочки о «Европейском рае». Методам и задачам, которые применяют и выполняют европейцы - сотни лет, но работают они до сих пор.
источникКроме того, Антей, в соответствии с греческой мифологией, был сыном Посейдона. Кто не в курсе - это греческий бог морей и океанов. Но это ещё не всё. Платон в своём диалоге «Критий» называет Посейдона создателем Атлантиды. А ведь Белый Иерарх Ний, согласно «Славяно-Арийских Вед», покровитель Антов, тоже являлся богом морей и океанов и всегда изображался со священным трезубцем в правой руке. Но атрибутом Посейдона тоже являлся трезубец. Так информация из «Славяно-Арийских Вед» нашла подтверждление в других источниках. Более того, Геродот писал о происхождении эллинских богов: «…А прочие боги, имена которых, по словам египтян, им неизвестны, получили свои имена, как я думаю, от пеласгов, кроме Посейдона, который происходит из Ливии. Ведь первоначально ни один народ не знал имени Посейдона, кроме ливийцев, которые издревле почитали этого бога…» (Геродот. Книга 2. Евтерпа. 50). То есть греческий Посейдон, совсем даже не греческий, а ливийский, вернее антский.
- историческую - вернуть себе господство над территориями, которые когда-то подчинялись вестготским королям;
- cтратегическую - обеспечить безопасность всего Иберийского полуострова;
- религиозную - восстановить в бывших христианских землях, оказавшихся под влиянием ислама, католическую веру;
- политическую - утвердить господство Кастилии над западным Средиземноморьем и Северной Африкой.
- источник