Вы не встретите такого нигде, кроме Петербурга: ни в других городах России, ни за рубежом. Только у нас. Более того, миллионы петербуржцев и гостей нашего города даже не догадываются о том, как это работает. Хоть и сталкиваются с этим чуть ли не каждый день...
Метро. Казалось бы, что может быть проще: забежал, спустился в подземелье, сел на нужную ветку и через определенное (в отличие от наземного транспорта, особенно - в час-пик) время вышел там, куда направлялся. Элементарно! А задумывались ли вы когда-нибудь о тех, чьими стараниями обеспечивается это удобство? Кто в течение целого дня гоняет составы по темным подземным лабиринтам, где темно, быстро, шумно, и надо быть всегда начеку: вовремя приехать, вовремя уехать? И всегда (!) быть готовым к непредвиденным ситуациям.
Обычно в метро машинист, прежде чем заступить на смену, проходит медицинский осмотр и лишь после этого садится в кабину состава. А что с ним происходит в процессе работы, не отслеживается. В нашем же метро существует уникальная система, благодаря которой за каждым машинистом, находящимся за рулем, происходит постоянный контроль относительно его физического состояния.
Это возможно благодаря особой разработке петербургского метрополитена - системе помощи машинисту «Штурман», которая отслеживает функциональное состояние машиниста каждую секунду во время движения.
Система новая - сейчас она в полном объеме работает на линии 4, а в ближайшее время планируется оборудование ею и других линий.
Вот так АСПМ выглядит. Датчик-гарнитура. Проще - наушник. У каждого машиниста есть такой личный прибор - датчики изготавливаются индивидуально для каждого по слепку ушной раковины. В гарнитуре встроен микрокомпьютер, который обрабатывает и передает на бортовое оборудование сигнал с датчика о функциональном состоянии машиниста в реальном времени.
Информация с датчика поступает на специальный компьютер, где уже оператор видит любые, даже самые незначительные изменения в состоянии машиниста. Если что не так, оператор сообщает об этом либо непосредственно машинисту, либо другим вышестоящим сотрудникам.
С машинистом связываются по поездной связи, и его задача в скорейшем времени привести себя в норму. Если самочувствие не улучшается, его заменяют.
Давайте посмотрим, как вообще начинается рабочий день машиниста.
Первым делом - медосмотр.
Пульс, давление, еще какие-то неведомые непросвещенным параметры
Алкотестер. Все серьезно!
Врач разрешает отправиться в путь? Тогда машинист дожидается прибытия своего поезда и сменяет своего коллегу. В нашем метрополитене в кабине во время движения находится один сотрудник.
Поехали!
Вперед по темным и таинственным туннелям подземелья!
Машинист едет, а датчик на правом ухе следит его за состоянием...
А тут работники могут отдохнуть:
Или пройти инструктаж. Или перекусить. Или поиграть в настолки.
А вот, кстати, еще одна уникальная особенность метрополитена Санкт-Петербурга. Вагоны. Такой состав, например, вообще один. Знающие люди называют его "белый зуб". Есть еще Bluetooh (угадайте, почему он так называется?). И ряд других составов, дизайн которых разрабатывался специально для нашего метро.
Вообще, метро - это целый особый мир, а нам виден лишь небольшой его кусочек. Очень надеюсь, что еще доведется узнать его поближе. А пока могу сказать точно: в нашем метро работают очень милые и доброжелательные люди. Смотрите сами!