При Лужкове такого не было

Aug 20, 2014 17:46

Известный столичный афоризм «При Лужкове такого не было» москвичи привыкли воспринимать с теплой иронией. Мол, действительно, было время, когда в Москве княжил Юрий Михайлович - «крепкий хозяйственник», пчеловод, супруг одной из богатейших женщин мира. И, что немаловажно, большой любитель Крыма, неоднократно заявлявший, что «Севастополь никогда не принадлежал Украине» еще до того, как это стало мейнстримом. Словом, свой мужик, родной. И почему-то относительно мало людей, услышав мантру «прилужковетакогонебыло» вспомнят, как бывший мэр превратил Москву в гигантскую коррупционную берлогу, проводя целенаправленную политику сворачивания огромного количества городских проектов - например, строительство метро.



Однажды Карамзина во время его поездки в Европу русские эмигранты попросили описать происходящее в России в двух словах. Великому писателю хватило одного - «воруют». Почему система строительства метро при Лужкове была такой неэффективной? Возьмем пример с классика и дадим лаконичный ответ: из-за коррупции. Дело в том, что на протяжении всего времени правления бывшего мэра в метростроительстве работали одни монополисты - подрядчики, имевшие личные связи с градоначальником. Их имена известны: это «Трансинжстрой», «Мосметрострой» и «Метрогиптранс» - проектный институт, проектировавший смешные 1-2 км в год. Кстати, последний вообще принадлежал частному лицу, причем гражданину США. За свой низкокачественный труд эти товарищи заламывали огромные цены, заранее согласованные с Юрием Михайловичем, у которого были свои причины не бояться больших сумм. Во-первых, он имел свою долю во всех проектах, во-вторых - все равно не собирался строить метро в больших масштабах. При Лужкове московский бюджет просто не выдержал бы сегодняшней амбициозной программы строительства метрополитена, которую предлагают нынешние власти: только в одной «Новой Москве» в ближайшие пять лет откроются 17 станций метро.

Сейчас метро строится значительно дешевле и быстрее, чем в нефтяные нулевые. «Сегодня наше главное достижение - экономия более чем в 2 млрд руб. на каждом новом километре. Мы не просто сумели сократить затраты на прокладку метро на 30%, но и ускорить строительство в 1,5-2 раза. И все за счет более современных технологий, позволяющих строить без потери в качестве», - рассказал в интервью журналу РБК вице-мэр Марат Хуснуллин.



На сегодняшний день на московском строительном рынке функционируют несколько игроков: принцип здоровой конкуренции сменил принцип монополизации. Эти перемены исключили зависимость интересов мегаполиса от прихоти «избранных» бизнес-структур. «Мы хеджируем риски и теперь у нас так: не будет справляться один подрядчик - заменим другим. Как я уже говорил, у нас конкурентные условия для всех, кто готов строить для города качественно и в срок», - пояснил Хуснуллин. Деятельность всех подрядчиков контролирует управляющая компания «Мосинжпроект», на 100% принадлежащая Москве. Эта организация, по сути, является оператором, поэтому у нее нет фокуса на прибыль по определению, что исключает возникновение любых коррупционных схем в ходе ее деятельности.

Конечно, новые порядки пришлись по душе далеко не всем околовластным структурам, привыкшим к правилам игры, установленным двадцать лет назад. Московские старожилы пытались влиять на новую команду, но довольно быстро им пришлось смириться с тем, что интересы города превыше всего. Действительно, при Лужкове такого не было.



Сам коренной москвич Юрий Михайлович в данный момент проживает за границей. По Москве явно не скучает. В феврале Юрий Михайлович приезжал на открытие Олимпиады в Сочи и им не впечатлился. «Идея явно позаимствована из прекрасной, волнительной лондонской Олимпиады. Я, к сожалению, не испытал такого волнения, которое я испытал на трибуне в Лондоне», - рассказал он.

Вот вам и «свой в доску» мэр Москвы. Стоило ему потерять доступ к кормушке - как он быстро променял Россию на Туманный Альбион. Money makes the world go round, как пелось в прекрасном фильме «Кабаре»:

image Click to view



Москва

Previous post Next post
Up