Вуди Аллен. Психоанализ, секс и еврейские корни

Dec 01, 2013 19:01

1 декабря 1935 года родился Аллен Стюарт Кенигсберг, известный любителям кино как Вуди Аллен, выдающийся американский режиссёр, сценарист, актёр и джазовый музыкант.

Аллен заслужил признание публики своими остроумными комедиями, содержащими элементы абсурда и сатиры, а также психологическими драмами. На стыке этих двух жанров, как считается, Аллен создал новый жанр - «интеллектуальную комедию». Кроме того, уважение его коллег вызывает сам огромный объём работы, проделанной им в кино, и высокая скорость производства фильмов. Вуди, как правило, не только является режиссёром и сценаристом своих картин, но и снимается в них. Среди излюбленных тем его фильмов и многочисленных шуток - психоанализ и психоаналитики, секс и собственные еврейские корни.

Впрочем, обо всем по порядку.

Вуди Аллен родился и вырос в Бруклине, Нью-Йорк. с детства говорил на идише и первые восемь лет посещал еврейскую школу, после чего перешёл в старшую школу в Мидвуде. В школе Аллен носил прозвище «Рыжий» из-за соответсвующего оттенка волос. Потом на сцене и в своих фильмах он изображал как человека физически слабого и некомпанейского, но в школе он отлично играл в бейсбол и баскетбол, показывал другим ученикам различные фокусы и был окружён товарищами. Чтобы заработать денег, он писал шутки для газетных колонок. Тогда же появился и псевдоним - Вуди Аллен.



По окончании старших классов Аллен поступает в Нью-Йоркский университет, где изучает курсы коммуникации и кинематографии. Вуди не отличался особым прилежанием, «провалил» кинематографию, и был через некоторое время исключён. Позже он непродолжительное время посещал Городской колледж Нью-Йорка.
В это время он начинает активную деятельность в литературе, кино и на сцене.



С 1954 года Вуди пишет сценарии для популярных ТВ-программ «Шоу Эда Салливана», «Вечернее шоу», «Час Сизара» и многих других. В 1961 году появляется в новом амплуа, выступая в жанре «юмористической импровизации». Добиваясь нужного впечатления от своих выступлений, Аллен стремится превратить свои личные слабости в выигрышные детали, развивая образ своего персонажа - интеллектуала и неврастеника. Как комик он быстро добивается успеха, часто появляется в ночных клубах и на телевидении. Параллельно пишет рассказы для разных изданий (в The New Yorker, помимо прочего).



Первой работой Аллена в кино стал фильм «Что нового, киска?» (1965). Аллена привлекли к работе над картиной, поставив перед ним задачу доработать существующий сценарий фильма и переписать в нём главную мужскую роль, которая предназначалась Уоррену Битти. Кроме того, ему была предоставлена и собственная маленькая роль. Однако в процессе переделки сценария Аллен существенно укрупнил свою роль за счёт роли Битти. Скромно. Возник было серьёзный конфликт, однако студия сочла, что сценарий, созданный Алленом, гораздо выигрышнее первоначальной версии. Ошеломленный наглостью дебютанта, Уоррен Битти вышел из проекта, а взамен него на роль был приглашён Питер О`Тул: прежде малоизвестный Вуди Аллен впервые показал себя фигурой, которая способна «выдавить» из фильма даже «звезду» и с которой стоит считаться. В конечном итоге «Что нового, киска?» вышла вполне успешной эксцентрической комедией с отличным актёрским составом (кроме О`Тула и Аллена в фильме сыграли Роми Шнайдер, Капучине, Урсула Андресс и другие), где нашли применение и эротические шутки, и элементы пародии (например на «Восемь с половиной» Феллини и фильмы бондианы), и гэги в стиле немого кино.



Сразу после «Киски» Вуди Аллен попробовал свои силы в качестве режиссёра в скромном проекте под названием «Что случилось, тигровая лилия?», который вышел в 1966 году. Проект не был очень рискованным, так как Аллен не снимал полноценный новый фильм, а переозвучивал уже готовый японский шпионский боевик «Тайная международная полиция: Ключ от всех ключей» (Kokusai himitsu keisatsu: Kagi no kagi, 1965). Текст диалогов, сочинённых Алленом, не имел ничего общего с сюжетом фильма, и их сочетание оставляло комическое впечатление. Этот приём не был оригинален, так как достаточно широко применялся в то время на американском телевидении и был хорошо знаком Аллену (впоследствии он был использован ещё во множестве кинофильмов и телепередач в разных странах, стоит отметить итальянскую картину «Геркулес возвращается» или «переводы Гоблина» в России). Говорят, Аллен изначально считал замысел фильма неудачным, и работал без особого энтузиазма, под давлением продюсера.



В 1967 году Аллен приложил свою руку к неофициальной "бондиане", не только переписал несколько эпизодов сценария, но и сыграв роль сына Джеймса.



Приобретённый опыт привёл его к мысли, что делать фильмы ему нужно самому, контролируя весь процесс, при минимальном участии продюсеров.



Первой попыткой был фильм «Хватай деньги и беги» (1969), затем последовали фильмы «Бананы», «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить», «Спящий», «Любовь и смерть». Фильмы «Хватай деньги и беги» и «Бананы» были созданы в соавторстве с другом детства Микки Роузом.



В 1972 Вуди Аллен сыграл главную роль в киноверсии спектакля «Сыграй ещё раз, Сэм», режиссёром которой был Герберт Росс. Все ранние фильмы Аллена это комедии, которые основывались на грубоватом фарсе, изобретательных шутках, и бесконечных остротах. Среди тех, кто оказал влияние на ранний период творчества Вуди Аллена, были Боб Хоуп, братья Маркс и Хамфри Богарт. В 1976 году он снимается в главной роли в фильме Мартина Ритта «Подставное лицо», сатирический острый фильм, рассказывающий о Голливудском чёрном списке, существовавшем в 50-е годы.



В 1977 году его ждал ошеломляющий успех. Четыре «Оскара» за киноленту «Энни Холл», в котором он с иронией и сарказмом поведал всему миру о своей судьбе, причем как актер сыграл самого себя. В 1979 году уже в ленте «Манхэттен» вновь свою жизнь выставляет через призму кинематографа на зрительский суд. Фильм представляет собой сплошной монолог о себе. Казалось, что может заинтересовать зрителя в этой исповеди для психоаналитика человека, лежащего на кушетке. Но вопреки логике все это каким-то образом притягивает и просто по-шамански магнетизирует зрителя, вызывая смех от всей этой несуразицы на экране. Подобное видение Аллена как режиссера продолжается и в последующих картинах, где он затрагивает темы, волнующие каждого, исследуя потаенные стороны человека: страдания, боль, зависть, неудачи, любовь. Но все это приобретает у него гротесковый характер, вызывая у зрителя ответные противоречивые чувства - все те же боль, страдания и смех.

image Click to view



Его любимым фильмом считается «Пурпурная роза Каира», вышедшая в мировой прокат в 1985 году. Рассказывать, о чем его фильмы - пустая затея, их надо видеть и понимать, а это дано не каждому. Но каждый волен выбирать свой кинематограф.



Но отдавая должное неуемной работоспособности Вуди Аллена, стоит назвать наиболее знаковые работы, которые достучались до зрительских сердец: «Другая женщина», «Мелкие мошенники», «Сон Кассандры», «Ханна и ее сестры», «Проклятый нефритовый скорпион». Все они хрестоматийны, представляющие судьбы обычных людей, с их чаяниями, заботами, утратами. Все чаще в его фильмах стали прослеживаться тревожные нотки за жизнь, в которой есть место насилию, террору. Это преподносится режиссером уже не трагедийно, а с отчаянной болью, неприятной иронией, сопровождаемой ужасом происходящих в мире событий.



Не секрет, что все фильмы Вуди Аллена лишены огромных финансовых влияний, роскошных съемок и многотысячных массовок. Но это не отпугивает многих знаменитостей, которые считают за честь прикоснуться к творческому гению Аллена и сняться в его лентах. Он сам до конца не понимает, каким образом у него рождается кино. Ведь, как он сам вспоминает, чем ему хуже на душе, тем веселей выходит лента. Парадокс, не поддающийся пониманию. Частенько он в своих кинокартинах разрешает актерам уходить от сценария, позволяя им импровизировать. Все свои знаковые картины он снял в родном Нью-Йорке. Хотя он больше тяготеет к европейскому кино и ставит его на порядок выше голливудского. Из соотечественников признает только Чарли Чаплина и Бастера Китона, хотя он почитаем на родине как «оскароносный» киноклассик.



Его личная жизнь, как продолжение его авторских кинолент, загадочна, непредсказуема и непонятна своими событиями. Первая жена Вуди Аллена была Харлин Розен, с которой брак продолжался пять лет. Вторая жена - Луиза Лассер. Три года брака с 1966 по 1969 год.



В 1980 начался 12-летний бурный роман с актрисой Миа Ферроу, которая снялась у него в главных ролях в тринадцати фильмах. В 1997 году, словно в индийском кино, Аллен женится на приемной дочери Миа Ферроу Сун-И, неэффектной и некрасивой кореянке, которую Вуди воспитывал до этого вместе с Миа.



Сын Ронан Фэрроу от гражданского брака с Миа, 1988 года рождения. Вуди Аллен также удочерил дочь Мэлоун и сына Мозес Ферроу. После большого скандала, вызванного романом и женитьбой на приемной дочери Ферроу, отец с сыном больше не общаются. В браке Вуди Аллен удочерил еще двух девочек. Такая вот непростая жизнь сложилась у мастера мирового кинематографа Вуди Аллена. Сам он и поныне остается большим оптимистом, не оглядываясь на прожитые годы. Он не может остановиться, отдохнуть от этого бешеного ритма, который сопровождает его все эти годы. Он продолжает писать сценарии и снимать кино. И когда его спрашивают о здоровье, в ответ звучит знаменитая шутка Вуди Аллена: «Маркс умер, да и я себя неважно чувствую...»





кино, кино прошлого века

Previous post Next post
Up