Одно из самых романтических мест северо-восточной Финляндии - крепость Олавинлинны.
Строительство замка святого Олафа - Олафсборга, было начато в 1475 году. Он был заложен по приказу регента Эрика Тотта в 1475 году на случай войны с Великим княжеством Московским, только что присоединившим к себе Новгород. Шведы стремились воспользоваться политическими передрягами на востоке для того, что укрепить свою южную границу, установленную Ореховским миром. Замок был воздвигнут на озере, посреди запутанной сети водоёмов и проток, которые затруднили бы осадные мероприятия.
Но уже вскоре после основания крепости обострённые отношения России и Швеции переросли в настоящее противостояние. На протяжении десятков лет вражеские войска пытались захватить Олафсборг. Крепость пережила ни одну осаду, и эти тревожные времена породили множество легенд. Одна из них о финской девушке Ингнель, полюбившей русского офицера. Любовь дочери коменданта Ингнель вспыхнула, когда крепость восьмой месяц находилась в осаде. Договорившись с часовым, она каждую ночь тайно встречалась со своим возлюбленным. Но однажды его не оказалось на месте, и нетерпеливая девушка решила сама открыть ворота. Сбежавшаяся на шум стража, обвинила Ингнель в том, что она хотела сдать крепость русским. Отец не поверил признанию своей дочери и приказал замуровать её в стенах Олафсборга. Через некоторое время на этом месте выросла прекрасная рябина, белые цветы которой стали символом невинности Ингнель.
Рыцарский зал. Каменные стены - аутентичные, деревянная крыша - новодел
Или вот ещё история. О черном баране. Ежегодно, 29 июля - в день святого Олафа - к праздничному столу в крепости подавали чёрного барашка, поэтому их всегда держали при крепости. Как-то раз Олафсборг неожиданно осадили русские войска. Гарнизон был уже почти на грани сдачи, когда шведы вспомнили старую языческую традицию и решили принести в жертву святому Олафу праздничного барашка в надежде, что он поможет им выстоять. Выбранный баран, почуяв неладное, рванул от своего палача и забрался на башню, где стал громко блеять и размахивать рогами. Заметив его, русские подумали, что в замке завелась нечистая сила, и отступили. В память об этом событии рядом с крепостью был установлён памятник чёрному барашку.
Впрочем, всё это предания. Факты таковы - В XVI веке гарнизон замка составлял не менее 200 человек, что делало его наиболее грозным форпостом шведского владычества на востоке, наряду с Выборгским замком. Олафсборг с честью выдержал осады русских войск во время войн 1495-97 и 1554-57 годов. Со временем вокруг замка выросло поселение, которое получило название Савонлинна. Торговля шла хорошо, и в 1639 году поселение получило статус города.
Статуя святого Олафа
Во время Северной Войны крепость стала одним из основных препятствий на пути русских войск вглубь Швеции. 28 июля 1714 года гарнизон Олавинлинны сдался русским войскам. Впрочем, в 1721 году, по условиям Ништадтского мирного договора, цитадель была возвращена Швеции.
Однако через 20 лет после русско-шведской войны крепость вновь оказалась в руках Российской империи. Во время очередной русско-шведской войны русские войска 6 августа 1742 года вновь подошли к Олавинлинне. Гарнизон крепости состоял лишь из сотни человек и уже через через два дня сложил оружие. В 1743 г. был заключен Абоский мир, по которому крепость отошла к России вместе со всем регионом Савонлинна. Олавинлинна была частью оборонительной системы Санкт-Петербурга, разработанной Александром Васильевичем Суворовым. Постепенно замок стал утрачивать своё военное значение. Некоторое время Олавинлинна служила тюрьмой для политических заключённых, но вскоре она лишилась и этой функции. Казалось о некогда неприступной крепости все забыли...
Ходы-переходы
Сегодня небольшой идиллический городок Савонлинна с населением 28 000 человек приобрел репутацию богемного центра, где в рамках оперного фестиваля проводятся выставки, перфомансы, вечерние приемы, презентации. В 1907 году в старом замке побывала финская певица Айно Акте. Ее пришла в голову мысль организовать в этом месте музыкальный праздник.
Зала для пиршеств
Помещение в одной из башен. Предположительно в нем во время осады укрывались женщины
Угадайте, что это?
Часовня внутри крепости
Даже орган есть
Комнатка, при входе в часовню. В ней во время церковной службы находились "нечистые" - беременные, вынужденные наблюдать за происходящим через небольшое отверстие в стене
Первый фестиваль в Олавинлинна состоялся летом 1912 года. Следующие фестивали были проведены в 1913-1914 и 1916 годах.
В 1961-1975 годах замок был полностью реконструирован и принял современный вид. Оперный фестиваль был возрожден, когда в этих стенах стали проводиться курсы певческого мастерства. 16 июля 1967 года их директор предложил студентам исполнить на свежем воздухе «Фиделио» Бетховена, с тех пор исполнение опер на свежем воздухе стало постоянным. Оперный фестиваль в Савонлинне стал одним из самых знаменитых событий в мире оперного искусства. В наши дни он проходит уже целый месяц, а число посещающих его достигает 60 тысяч человек. В год празднования 100-летнего юбилея фестиваля, здесь прошли две мировые премьеры - опера «La Fenice» финского композитора Киммо Хаколы и опера «Free Will». В этот год фестиваль посетило рекордное количество зрителей - 73 тысячи человек.
Сцена оперного фестиваля находится во дворе под тентом. Фотографировать запрещено, но один снимок все-таки сделал
Конечно, сегодня крепость выглядит иначе, чем сто лет назад. К своему 500-летию Олавинлинна была реконструирована, а лодочные перевозки заменили разводным понтонным мостом. Здесь часто проводятся свадьбы, концерты и театральные представления. На территории замка расположено три небольших музея. Один из них посвящён православной иконописи, другой - археологическим находкам, связанным с историей крепости и русско-шведских войн, а третий - истории создания Олавинлинны. Для посещения открыты комнаты знати, башни, тюремные камеры в подземелье, крепостная церковь и Рыцарский зал, украшенный статуей святого Олафа.
Внутренний двор
Гуляя здесь, невольно вспоминаешь:
И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг,
Оттого, что убили его, не тебя.
Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забрал - это смерти оскал,
Ложь и зло, погляди, как их лица грубы,
И всегда позади воронье и гробы.
Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил с подлецом, палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал…
Фрагмент крепостной стены