k_p

Колонка в "Новой": "Высшая стадия недоразвитого капитализма"

Mar 21, 2011 00:11

 Колонка в "Новой"

ВЫСШАЯ СТАДИЯ НЕДОРАЗВИТОГО КАПИТАЛИЗМА

Все многограннее и навязчивее российская современность напоминает нам начало 1980-х.

Вот так и вижу, как в ЦК КПСС собирают экономистов для обсуждения программы ускорения и совершенствования. Зовут даже тех, у кого был партийный выговор. Предлагают высказаться максимально откровенно. И все ( Read more... )

Leave a comment

k_p March 15 2011, 13:20:57 UTC
Про пробки. Несколько человек усомнились. Поэтому напишу подробнее. Я понимаю контрагумент: пробки не только от Путина с Медведевым происходят. И я с этим согласен. Я пишу не то, что они происходят от Путина с Медведевым. А что -- из-за Путина с Медведевым эта проблема становится не решаемой. И я думаю, что я прав.
Вот глядите, как будет происходить процесс решения пробочной проблемы? Будет создана программа, там будет масса мер: перенос чего-то куда-то, изменение потоков движения в центре и пр. Потом встанет вопрос, что перекрытие главной западной магистрали утром и вечером в час пик, да еще Каменного моста, который соединяет центр с огромным районом по Варшавскому радиусу (вероятно, самый густонаселенный в городе) - со всем югом -- это очень большая проблема, потому что дает в узком месте с точки зрения локэйшена и времени максимальный эффект.
Но эту проблему трогать нельзя. По дороге программу затребует ФСО и укажет, что изменение схем движения транспорта в определенных местах недопустимо, потому что мешает подъездам к Белому дому. Программа пойдет через мэрия, а это значит, что аппарат мэра потребует внести некоторые исправления в связи с маршрутами мэра. Возможно, еще кто-то. Программа будет порезана и покарежена по сравнению с изначальной концепцией. И кто-нибудь спросит составителей: вот, вы предлагаете менять маршруты, что-то переносить, задеваете кучу привычек и интересов, вы даете гарантию, что пробок не будет в результате? Честные авторы первоначальной концепции ответят: нет. Потому что после изъятий и поправок эффект и правда будет неясен. - И программу положат в стол.
Уверяю вас, этот механизм проработки решений функционирует достаточно широко. Дело здесь в том, что вес публичного блага ниже, чем вес частных бюрократических интересов. Что было определено в тот самый момент, когда составителям концепции сказали: проезды Путина и Медведева - это неприкасаемое. Дальше - дело техники, как еще и еще новые частные бюрократические интересы будут встраиваться в первоначальный замысел. важно, что давление в пользу частных интересов работает, а давление в сторону общественного блага - нет.
Вот, даже хорошо, что есть случай это добавить. Потому что это и есть корень модели.

Да, ну и уж заодно про инфляцию. Ничего неправильного про инфляцию в колонке не написано.

Reply

beldmit March 15 2011, 13:35:10 UTC
Да, такой сценарий вполне реален. Но с другой стороны - малой кровью можно убрать затыки у станций метро, когда несколько автобусов пытаются разгрузиться в параллель. Банально, например, поставив второй турникет в хвосте длинного автобуса/троллейбуса, если уж Собянин снимать те турникеты все равно не будет. Не обязательно менять всю систему там, где замена крана вполне достаточна.

Про инфляцию - я скорее согласен с Кузнецовым, но тут что совой о пень, что пнем о сову...

Reply

k_p March 15 2011, 13:47:41 UTC
Так в том-то и дело. Затыки у станций метро будет убирать не Собянин. Это уровень префектуры. Но там - на этом уровне найдутся свои частные ведомственные интересы, почему ЛЕГЧЕ ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ. Вот в этом "легче этого не делать" вся соль этой ситуации.

Reply

beldmit March 15 2011, 14:01:58 UTC
Про уровень префектуры могу рассказать байку. Коллега слышал, как маршруточник рассказывал, что все маршруточники, ездившие по некой улице, скинулись на то, чтобы изменили график работы одного светофора. То есть там коррупция включает-таки некоторые механизмы регуляции.

А вот за выделенную полосу так не занесут.

Reply

akim_trefilov March 15 2011, 19:01:41 UTC
Да, с этим согласен.
А вообще весьма любопытное наблюдение, что лишь у нас публичный интерес (т.е. интерес большинства, интерес общества) и государственный интерес (т.е. интерес государя, или государевых людей) - противостоящие вещи. В прочих странах как-то все ж нету меж ними такой дистанции...

Reply

victorieuse March 16 2011, 16:56:42 UTC
Мне недавно декан истфака Вышки об этом говорил очень подробно в интервью. Оно, к сожалению, только кусочками вошло вот сюда, в статью (я все хочу полностью сделать интервью и попросить его разрешения выложить в блоге): http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/12/101213_corruption_russia_reasons.shtml Он приводил некоторые конкретные примеры, как в Америке власть прислушивается к идущему снизу обсуждению - и его подхватывает на каком-то этапе. А у нас наоборот - от него отбивается и блокирует.

"Декан истфака ВШЭ Александр Каменский говорит о принципиально разных механизмах создания моральных ценностей. На Западе движение идет снизу вверх: если важная проблема начинает широко обсуждаться, власть, прислушиваясь к общественному мнению, быстро осознает, что тему нужно подхватить. Так возникают "национальные идеи".

Каменский утверждает, что в России процесс идет противоположным образом: механизм пытаются строить сверху вниз. "

Reply

akim_trefilov March 17 2011, 06:06:29 UTC
Спасибо огромное!
С Александром Борисовичем я дико давно не общался. То есть с тех пор, как он преподавал у нас в группе. И это жаль.
Так что было бы очень здорово, если бы Вы выложили интервью.

Reply

victorieuse July 21 2012, 15:35:14 UTC
Ссылочка скрылась как спам. Но надеюсь, Вы получили комментарий. )

Reply

akim_trefilov July 22 2012, 09:35:13 UTC
) Получил, спасибо!
Как это интересно, и как замечательно, что Вы это сделали!

Reply

nedosionist March 20 2011, 04:35:51 UTC
Шалом.
Я с Вами согласен в принципе (поиск решение вокруг проблемы), но не в этом примере. Проблема московских пробок - это проблема перенаселения Москвы - это проблема расселения Москвы - это проблема децентрализации российской экономики. Что является одним из таких же мест с разобранным асфальтом, как и монополии. Соответственно пробкам быть, с проездами вождей, или без них.

Reply


Leave a comment

Up