Музей Коломенской пастилы

Aug 16, 2012 15:47

Оригинал взят у k_oinas в Музей Коломенской пастилы

Публикуем отрывок из путеводителя по Музею исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила», Коломна (Московская область). Серия  "Музейный гид".

Автор эссе - Наталья Павлова.

Зависимость от прошлого.

Среди разного рода зависимостей - никотиновой, кофеиновой, компьютерной - зависимость от прошлого, пожалуй, самая сильная. Привыкнув к чему-то, бросить история уже не может. А если и бросит, то ненадолго. Через каких-нибудь лет сто, глядишь, снова принимается за старое. Так и с пастилой вышло. До революции вся Россия ею угощалась, век спустя и слыхом никто не слыхивал, ну а сейчас опять начинаем входить во вкус.




Музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила» по старинным рецептам и технологиям реконструировал тот самый вкус исконной русской сладости. Реконструировал бережно, как икону, - ни капли не согрешив, потому как вкус в музее - это святая святых. Это - музейный предмет и основа фондовой коллекции.



В ней сегодня уже десятка три единиц хранения - возрожденных вкусов «самой лутчей изъ разныхъ плодовъ сахарной постилы». Именно постилы. Когда на Музейной фабрике видишь технологию высушивания пастильного теста, тогда доходит, что старинное написание - постила - правильное, потому как от слова постелить.



А если ниточку от пастилы ещё дальше протянуть, обнаружится, что дело вовсе не в пастиле, а в яблоках. Точно так же, как тянутся сегодня к Москве фуры дальнобойщиков, тянулись в старину к Первопрестольной коломенские яблочные транспорты. Коломна исстари была московским гемоглобином. Об этом хорошо и просто сказал Карамзин: «Коломна славится ещё яблоками, вишнями и другими плодами, мы едим их в Москве».



Недавно в насыпи городского вала XIV века археологи обнаружили сотни вишнёвых и сливовых косточек. Это коломенские строители ели да поплёвывали. А надо заметить, что вишня и слива в центральной России всегда были довольно экзотическими плодами. Помните? «Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет…». А вот в Коломне - ели да поплевывали еще до Куликовской битвы! Обидно только, что яблочные семечки шесть столетий не хранятся, потому как плодовитое садоводство в Коломне - это прежде всего яблони. Коломна - яблочное место.



А вот яблоки в Коломне иногда считали! Об этом почтенные документы архива древних актов засвидетельствовали вот такую историю. В конце XVII века во епископы Коломны был избран Никита, бывший до этого настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря. Когда Никита уехал, монастырская братия недосчиталась облачений. Никиту обвинили в краже, хотя он уверял братию, что увезённые облачения - личный подарок ему царевны Татьяны, дочери царя Михаила Романова. Через восемь лет стороны помирились и обменялись подарками. Монастырская братия прислала Никите двух северных оленей, резную утварь и посох с набалдашником. А Никита отдарил братию яблоками из своего сада, послав 260 штук свежих яблок и бочонок в патоке. Вот эти посчитанные поштучно яблоки и кажутся дикостью для Коломны, потому как яблоки здесь считались возами. По всей видимости, речь идёт о каких-то чудесных селекционных яблоках из архиерейского сада. Это подтвердил путешественник середины XVII века Павел Алеппский: «В архиерейском саду растут чудесные яблоки, редкостные по своей красоте, цвету и вкусу; они разных сортов: красные, как сердолик, жёлтые, как золото, белые, как камфара, все с очень тонкой кожицей». И заметим, написал это южный человек из Алеппо, что уж тут говорить о северном Кирилло-Белозерском монастыре! Для них это был царский подарок…



Но как бы ни ела, как бы ни продавала или ни дарила Коломна свои яблоки, они всё равно оставались. Это знает каждый дачник, который в иные годы ума не приложит, куда ему от урожая деваться. А вот Коломна в своё время ум приложила и стала делать яблочную пастилу, которую мы привычно считаем лакомством, но если посмотреть правде в глаза, коломенская пастила - это средневековый консерв, позволявший без холодильников и консервантов сохранять и иметь на столе яблоки круглый год - до нового урожая.


Не случайно рецепт коломенской пастилы приведён для рачительных хозяек в Домострое. А вот если судить о коломенской пастиле не по Домострою, а по Марксу, то получится, что пастила - это классовый продукт, сколько-нибудь значительное приготовление которого было под силу лишь эксплуататорским классам. Два дня подряд крепостные девки, сменяя друг друга, взбивали запечённые яблоки в воздушную белую массу - пастильное тесто, да так, чтобы на пальчике столбиком стояло и не падало. Только из такого яблочного воздуха и получалась настоящая коломенская пастила, про которую Иван Иванович Лажечников говорил: «Пастила коломенская, рыхлая, белопенная, в три пальца толщиной».

Процесс изготовления пастилы











Основательницы музея и фабрики пастилы - Наталья Никитина и Елена Дмитриева (слева направо).



Музейный магазин.



Весь путеводитель по музею читайте в серии "Музейный гид", который будет представлен на фестивале 13-16 сентября 2012 года на "Винзаводе".

Музей коломенской пастилы, путеводитель "Музейный гид"

Previous post Next post
Up