http://kirov-portal.ru/news/podrobnosti/zhizn-detej-kotorye-prestupili-zakon-reportazh-iz-orlovskogo-specuchilishcha-24014/?utm_source=smm&utm_medium=repost_button&utm_compaign=podrobnostiВ Кировской области расположено закрытое учебное заведение для детей, которые совершили преступление, но нести уголовную ответственность не могут в силу своего возраста. Мы пообщались с этими ребятами и посмотрели, как они живут.
#свойкировский
В преддверии Дня знаний принято рассказывать о том, как к новому учебному году готовятся общеобразовательные школы, лицеи и ВУЗы. Но мы сегодня расскажем вам о необычном учебном заведении. Это Орловское спецучилище закрытого типа. В нём учатся дети, которые совершили преступления, но по закону из-за слишком юного возраста отправить их в тюрьму нельзя.
Около 80 километров по федеральной трассе «Вятка» - и мы в
Орлове. Небольшой городок, население которого не дотягивает и до 7 тысяч человек, раскинулся на высоком живописном берегу Вятки. На рубеже XIX и XX веков он был местом ссылки революционеров. Здесь, например, несколько лет провёл Вацлав Воровский, в честь которого названа одна из главных улиц Кирова. После революции город переименовали в Халтурин, в честь столяра Степана Халтурина, который родился в Орловском уезде, в феврале 1880 он попытался убить Александра II, взорвав бомбу в Зимнем дворце.
Советский Халтурин унаследовал своё ссыльное царское прошлое. В 1943 году здесь появилась детская воспитательная колония, которую в 1965 году переименовали в Халтуринское спецучилище. Сейчас это Орловское спецучилище закрытого типа для детей с общественно опасным поведением. Сюда попадают те, кто совершил преступления, в том числе и тяжкие, но отправить за решётку их нельзя из-за слишком юного возраста. Суд назначает им наказание в виде спецучилища на срок до 3-х лет. Училище относится к образовательным учреждениям и подведомственно федеральному минобру, а не УФСИН. В России всего 19 подобных заведений: 15 для мальчиков и 4 для девочек.
Корпусы училища расположены за высоким каменным забором, который венчает железная решётка. На проходной - серьёзная пропускная система, рюкзак журналиста внимательно досматривают на предмет запрещённых вещей, после - небольшие формальности пропускного режима, и мы на территории. Высокий забор, решётки на окнах, КПП диссонируют с тем, что находится на территории. Обстановка напоминает показательный детский загородный лагерь. Даже есть местные олимпийские игры, как в пионерском лагере, только по отделениям, а не по отрядам.
На территории расположен административный корпус, две вахты, учебные мастерские, два спальных корпуса, школа, учебный корпус, общественно-бытовой корпус, банно-прачечный комплекс, гараж, складские помещения, овощехранилище, сауна и зимний сад.
Заместитель директора по воспитательной работе Игорь Тебеньков ведёт нас в корпус для самых маленьких: здесь живут дети 11 - 13 лет, и у них сейчас как раз подъём.
В коридорах - рисунки и идеальный порядок. После подъёма - зарядка, утренний туалет и завтрак. Сейчас дети на каникулах, они не учатся, поэтому после завтрака сразу приступают к работе. Тех, кому ещё не исполнилось 14 лет, по закону нельзя допускать в производственные мастерские, поэтому они вышивают и плетут бисером, а старшие занимаются в производственном корпусе, где получают рабочую профессию.
Но эта трогательная картина становится менее трогательной, когда вспоминаешь, что находишься не в детском лагере и даже не в детском доме. Все эти дети оказались здесь не просто так. Игорь Николаевич просит ребят в двух словах рассказать о своей судьбе: за что они сюда попали и как им здесь живется.
В младшем отряде в основном воришки и хулиганы, они без особого стеснения говорят, что воровали, убегали из дома и плохо учились. Но есть дети, которые называют лишь дату приёма в спецучилище и опускают голову. Позже воспитатель объяснил, что эти дети оказались здесь по тяжким статьям, и они под особым контролем.
Игорь Тебеньков рассказывает, что за его более чем двадцатилетний трудовой стаж были разные истории, от которых мурашки по коже.
- Привезли к нам, помню, троих братьев. Самому старшему 13 лет, бомж у них закурить попросил, они лупили его палками, пока насмерть не забили. Был ещё один парень, тоже бродягу ломом убил.
В целом истории детей очень похожи между собой. Многие из них говорят, что связались с плохой компанией и «пошло-поехало».
Дети разделены по отрядам по возрастному принципу, чтобы не было дедовщины. Есть особый отряд - юноши с отклонениями в развитии. В училище представлена практически вся Россия, из Кировской области всего несколько человек. Очень много детей с Урала и Дальнего Востока.
Все отделения - под замком. По всей территории ведётся видеонаблюдение, для этого установлено более 100 камер, даже в жилых комнатах. Сотовые телефоны под запретом, дети созваниваются с родителями по стационарному телефону, доступ к которому не ограничен. Родители также могут позвонить в любое время. Кроме этого, воспитанники поддерживают связь с домом письмами и открытками. Интернет есть в учебных классах, но зайти с учебного компьютера можно только на определённые сайты. Выход за территорию запрещён, как и вход посторонним. Для личного общения с родителями на КПП есть комната свиданий. Но, несмотря на серьёзные меры безопасности, побеги всё же бывают. Влияет ещё и то, что многие ученики имеют склонность к бродяжничеству.
За хорошее поведение детей отпускают в так называемый отпуск - домой. Те, кто регулярно нарушает дисциплину, на такие поблажки рассчитывать не могут.
Среди воспитателей много крепких мужчин, но есть и женщины. Взрослые находятся вместе с детьми постоянно, даже ночью. Персонал училища составляет 150 человек на 110 обучающихся. На территории есть своя санчасть, в которой работают педиатр, стоматолог, фельдшер, психиатр и несколько медсестёр.
Передвижения по территории - строем, в сопровождении взрослого. Вот, например, воспитанники идут в столовую.
Поражает разнообразие меню и качество еды.
В старшем отряде набор правонарушений немного другой, больше всего отбывают срок за кражу, угоны и побои. Замдиректора по воспитательной работе отмечает, что в последнее время всё больше торговцев спайсом (наркотическими курительными смесями - ред.). Но есть и куда более страшные истории, когда просто не укладывается в голове, что подобные зверства мог совершить ребенок. Дети постарше уже иначе рассуждают о своих поступках и, кажется, лучше понимают, за что сюда попали. Многие, на первый взгляд, довольно искренне хотят исправиться, используя возможности и условия, о которых дома они не могли и мечтать.
Для психолого-медико-социальной реабилитации, иными словами, исправления, в училище созданы весьма благоприятные условия. Принято считать, что в подобных местах ничего хорошего нет, и исправить человека они не могут в принципе. Но общение с персоналом и воспитанниками может скорректировать этот стереотип.
В комнате психологической разгрузки работает психолог Любовь Колеватова. По её словам, дети, конечно, сложные, часто из неблагополучных семей. И добавляет, что многие люди неправильно понимают фразу «неблагополучная семья», ставя во главу угла материальную составляющую.
- Неблагополучная - это не всегда малообеспеченная семья. Бывают дети хорошие из пьющих семей, а бывают сложные из обеспеченных полных семей. Родители из такой семьи обычно говорят, что у ребёнка было всё, а начинаешь дальше с ними говорить, и выясняется, что никакого контакта с ребёнком не было. Мы пытаемся таких детей вернуть в жизнь. Главное, чтобы ребёнок понял, что он сделал. Дети более жестокие, чем взрослые, потому что у них нет опыта и они не понимают, что делают кому-то больно или плохо. Говорить ему напрямую, что так делать нельзя, бесполезно. Объясняем им это через литературу или на личном примере. Например, мальчик прибыл к нам за тяжкое преступление. Я спросила: а если бы такое сделали с твоей маленькой сестрёнкой? Он завозмущался, сказал, что растерзал бы того, кто это сделал.
Помимо работы с психологом, все дети, в силу своих индивидуальных возможностей, вовлечены в спорт и творчество: две хоккейные команды, вокальные и хореографические занятия, программирование, туристско-краеведческая секция, естественно-научное направление «Огород круглый год».
Центру дополнительного образования мог бы позавидовать любой кировский дом культуры: хороший ремонт, современное оборудование. Всё это не ради развлечения, а в воспитательных целях. Руководитель Нина Деветьярова объясняет принцип возвращение детей в детство.
- Наша главная задача - чтобы ребёнок, чем бы он не занимался, оказался в ситуации успеха, почувствовал, что у него получается, заработал авторитет среди сверстников благодаря хорошим поступкам. Например, лучше всех спел, станцевал, оказался самым выносливым в походе. До этого многие воспитанники ничем хорошим выделиться не могли, только плохим. Они завоёвывали уважение на улице, совершая правонарушения.
Стены помещения украшены дипломами за победы в творческих конкурсах и фотографиями успешных выпускников, которые вернулись к нормальной жизни.
Училище часто посещают высокие гости. Последними были экс-секретарь Общественной палаты России Александр Бречалов и капитан команды КВН «Сборная РУДН» Сангаджи Тарбаев.
Выпускники училища выходят на свободу, имея профессию. В производственном корпусе подростков учат на токарей, слесарей, столяров, ребят с ограниченными возможностями обучают на мастеров отделочных работ. Во время каникул ученики своими силами делают ремонт производственных помещений. Замдиректора по производственной части Андрей Позолотин рассказывает, что эти дети привыкли к уличной жизни и отсутствию обязанностей, а потому очень ленивые. Но постепенно во многих удаётся воспитать трудолюбие. За хорошую работу ученики раз в месяц могут рассчитывать на чаепитие или рыбалку, благо река Вятка находится прямо за забором.
После того, как выпускник покидает учебное заведение, училище продолжает его опекать: поддерживает связь с семьёй, следит за соблюдением социальных гарантий. Но, к сожалению, случаются рецидивы. Сейчас таких случаев меньше 10%. Ещё в середине 90-х на криминальный путь возвращались почти 40% выпускников. Директор учебного заведения Татьяна Хохлова объясняет это тем, что нет целостной системы, то есть после училища с ребёнком не ведётся должная работа.
- За время нахождения в училище мы делаем всё возможное, чтобы ребёнок позитивно изменился. И за несколько лет пребывания ученика здесь нам часто удаётся добиться положительных результатов, но после выпуска ребёнок оказывается в той же среде. Он возвращается в ту же семью, в ту же школу, в детский дом. Почти всегда со стороны окружающих к нему остаётся негативное отношение. Дальнейшей работы по социализации не ведётся. Нужно, чтобы все заметили и приняли положительные изменения и меры к его дальнейшему трудоустройству и социальной адаптации.
В конце беседы директор отмечает, что общество сегодня настроено к учреждениям подобного типа и его ученикам довольно негативно. Многие считают, что «малолетние уголовники» не заслужили хорошего отношения и комфортных условий жизни. Татьяна Хохлова с этим не согласна.
- У всех родителей есть выбор, какой сделать жизнь своего ребёнка. Родитель в силах сделать ребёнка благополучным, обеспечить его всем необходимым, уделять ему больше внимания. У большинства наших воспитанников такого выбора нет. Если мы здесь не покажем им нормальную жизнь, какой она должна быть и к какой нужно стремиться, не заменим криминальные ценности на другие, у ребёнка мало шансов стать нормальным, полноценным членом общества.