Aug 06, 2015 22:42
Параллельно с русским и обществознанием я изучаю литературу за 9 класс.
Когда я занималась литературой по 8 классу, выяснилось, что КИМы по литературе, вопреки обыкновению, составлены не на основании какой-то обобщённой программы, а по вполне конкретному учебнику Кюрдюмовой. Я занималась по учебнику Коровиной (этот УМК применялся в моей школе), и оказалось, что программа за 8 класс по этим учебникам очень сильно различается. Также выяснилось, что вопросы в учебнике сильно отличаются от заданий на ОГЭ, и, по сути, не слишком-то хороши. Поэтому возникли вопросы, по какому же учебнику изучать программу 9 класса.
На алленге (alleng.net) я нашла учебники по литературе за 9 класс. Их оказалось довольно много, и я отобрала 4, наиболее, по моему мнению, подходящих. Критерий был таким - произведения 9 класса должны максимально совпадать с теми, что будут на ОГЭ. Остальные учебники предпологали изучение в хронологическом порядке: чтобы подготовиться к ОГЭ, пришлось проходить бы всё начиная с 5 класса, а на это времени нет. Так что как бы эти учебники не были хороши, они отметались.
Были оставлены следующие учебники: В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Зинина и под редакцией Г.И. Беленького. В учебнике Курдюмовой, Зинина и Беленького больше времени уделялось пояснениям к произведениям, а от самих произведений приводились лишь отрывки, в Коровиной же пояснения в большинстве своём были вынесены в "Дидактические материалы", а в учебники предпочитали приводить по возможности полные тексты произведений. Впрочем, во всех них вопросы к произведениям, как и в учебнике Коровиной за 8 класс, были достаточно бестолковы. Ознакомившись только лишь с учебниками, я не смогла решить, какой мне использовать, и была составлена следующая таблица:
Автор
Издательство
Дидак.материалы
Тесты
Фонохрестоматия
Материалы для учителя
Рабочая тетрадь
ГДЗ
Коровина
Просвещение
эл
есть
есть
эл
есть
инт
Курдюмова
Дрофа
-
п
-
есть
есть
инт
Беленький
Мнемозина
-
-
-
есть
-
инт
Зинин
Русское слово
-
-
-
есть
-
-
п - у меня на руках
инт - есть в интернете, скачать нельзя
эл - есть в электронном виде
есть - теоретически существует
Предпологалось, что будут использоваться учебники, в которых наиболее полный УМК и которые выпущены наиболее известными издательствами. По обоим пунктам не прошли Беленький и Зинин. Затем мы решили проверить, какой из оставшихся учебников входит в список рекомендованных (дабы не было проблем при сдаче экзамена за 9 класс). Как оказалось, там пристутствуют оба оставшихся учебника. После этого было решено найти/купить пособия по Коровной и Курдюмовой, интернет-доступа к которым нет, посмотреть на их качество и на основании этого решить, каким УМК всё-таки пользоваться. Удалось купить тесты по Коровиной и рабочую тетрадь и пособие для учителя по Курдюмовой. Рабочую тетрадь Коровиной найти не удалось, а фонохрестоматию из этого перечня убрали за ненадобностью - ни я, ни папа не нашли большого смысла в прослушивании произведений вместо их прочтения, только деньги зря тратить.
Однако даже просмотрев все купленные материалы УМК так и не удалось определиться, каким же учебником пользоваться - все материалы показались примерно одинаковыми по качеству. Пособия для учителя содержали, скорее, информацию о том, как вести урок, нежели какие-то дополнительные сведения, рабочая тетрадь была приближена к заданиям ОГЭ, тесты охватывали пройденный материал. Было решено применять такую методику: читается учебник Курдюмовой как основной, затем просматривается учебник и дидактическим материалы Коровиной, в тот же день проходится эта тема по рабочей тетради Курдюмовой. Через несколько дней решаются Мы и тесты Коровиной в качестве контроля.
Сейчас я начала проходжение, и в скором времени начну заниматься контрольными материалами.
При обработке материалов отдельно встал вот какой вопрос. Задания в ОГЭ по литературе отличаются от заданий по прочим предметам - если по всем другим предметам задания делятся на "часть А", "часть В" и "часть С", то по литературе присутствуют задания только "части С", то есть задания с развёрнутым ответом. Причём для каждого задания нужно уметь давать ответы особой формы: грамотно описать персонажа, составитьь мнение о каком-то отрывке текста и т.п. По логике вещей, этому должны учить. В учебниках и пособии для учителя за 9 класс и Коровиной, и Курдюмовой это не упоминается. Я не помню, чтобы это нам рассказывалось на уроках в предыдущие годы. Остаётся 3 варианта: или этому не учат, что весьма странно, или у меня была неважная учительница по литературе (не исключено), или учителя об этом рассказывают в 9 классе, но при этом не включают это в пособие для учителя. Своеобразное тайное знание. Может быть, у кого-нибудь есть какая-либо информация по этому поводу?
само,
9класс,
литература