Таиров и Мельников. Проекты Камерного театра и театра МОСПС. Кино.

Oct 19, 2009 02:24


Этот пост - продолжение обещанных историй о «тройке» людей, с которыми Мельников был связан по жизни творческими и дружескими узами. Сейчас перечитал написанное и понял, что текст-то получился не про Таирова вовсе, Таиров только отправная точка, он, скорее, про театр в творчестве К.М.



(Портрет Таирова работы Лентулова с сайта www.tairov.info)



(Трамвай "Аннушка" у Камерного театра - фото Бориса Игнатовича с сайта oldmos.ru)

Александр Яковлевич Таиров - в театре человек не менее трагической судьбы, чем Мельников в архитектуре. Камерный театр, его детище с 1913 года, переживший расцвет в 20-е, на протяжении 30-х -40-х годов травили и в конечном итоге отобрали у режиссера в 1949-ом в период антисемитской борьбы с космополитами и низкопоклонством перед Западом «за эстетство и формализм». Его смерть в психушке наступила вскоре вслед за этим.

Источников в сети про Таирова до обидного мало - но недавно заработал насыщенный информацией сайт www.tairov.info
Фото Таирова позаимствованы из него.





В лаконичной, буквально в одну строчку сноске ко вступительной статье А.Стригалева к книге работ самого К.М. читаем: «Известна длительная взаимная симпатия между А.Таировым и К.Мельниковым». (К.С. Мельников. Архитектура моей жизни. М., 1985 г.)
Там же проводятся параллели между дискуссиями Театра Мейерхольда и Камерного Театра, архитектурных конструктивистов и АСНОВА, ЛЕФа и ряда литературных течений.   [Напомню, что Мельников принадлежал к организации архитекторов-рационалистов АСНОВА.]

В понимании первых вторые были «формалистами», у них был явный перевес (в частности, в архитектуре у М.Гинзбурга и его коллег конструктивистов было важнейшее оружие, которого не было у АСНОВА - журнал «Современная архитектура», к тому же распространявшийся не только в СССР, но и за рубежом). Мельников публично дискутировал мало, он в основном строил. Хотя впоследствиии в его поздних мемуарах конструктивисты получили весьма неприятную оценку (видимо, не забыл он слова Гинзбурга: «Мне непонятен путь, по которому идет Мельников» и «Большая часть работ Мельникова представляет собой оригинальные предложения, однако, всегда с известным налетом трюкачества»).

Таиров трижды выезжал в блестящие гастроли за рубеж - в 1923 (Германия, Франция), 1925 (Германия, Австрия, Литва) и 1930 гг. ( Европа и Южная Америка (Монтевидео, Буэнос-Айрес)). Он был лично знаком и переписывался с теми же героями той эпохи, что и К.М. - Пикассо, Кокто, Леже... Хотя в то лето 1925 года сам он не был в Париже, но на той же выставке l'Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, где блистал Мельников со своим Павильоном, Камерный театр получил Гран-При.

Когда Мельников познакомился с Таировым и стал поклонником режиссерского таланта - неизвестно. Можно предполагать, что он был зрителем многих таировских постановок - ведь от Камерного театра на Тверском бульваре, д. 23 до дома архитектора в Кривоарбатском пер. от силы 20 минут пешком...

Реконструкцию его возможного маршрута по Арбату и бульварам (2.1 км) можно увидеть здесь:
http://www.gmap-pedometer.com/?r=3267990

Или можно было сесть на извозчика или 15-й трамвай, который останавливался на Арбате - примерно около нынешнего кафе «Му-му» - и через 5 остановок выйти у Камерного...

(фрагмент карты 1929 года)



Но мы отвлеклись от основной линии. Конечно, приведенное выше противопоставление "Мейерхольд-Таиров" и "конструктивисты-рационалисты" весьма условно. Это вовсе не значит, что Таиров «не дружился» с конструктивистами. Напротив.

«Архитектурность - один из излюбленных приниципов оформления спектаклей в Камерном театре» - писал Ю.Головашенко в книге «Режиссерское искусство Таирова», 1970.



(на фото Бернард Шоу в гостях у Таирова в Москве)

Таиров, грандиозный экспериментатор в театре, начинавший с кубистических декораций Александры Экстер к дореволюционной постановке «Саломеи», позже много и охотно работал с театре с архитекторами-конструктивистами - вначале с «философом архитектоники» Александром Весниным (спектакли «Благовещенье» П. Колделя (нояб. 1920), «Федра» Ж. Рассини (фев. 1922) и «Человек, который был Четвергом» по Г.К. Честертону (дек. 1923).



(фото А.Веснина работы А.Родченко, 1924)

Затем - с братьями В.А. и Г.А. Стенбергами (много спектаклей с 1924 по 1931 год, «Гроза» А.Островского, «Косматая обезьяна», «Негр» и «Любовь по вязами» Ю. О’Нила, «Святая Иоанна» Б. Шоу, наконец, «Опера нищих» Б.Брехта). Обычно в литературе пишут, что постановки со Стенбергами, - это уже "конкретный реализм", ознаменовавший новый этап для Таирова и Камерного театра, разрыв с "абстракциями" и изысканными эффектами, решительный переход к простоте линий и ритмов.




 
 
(плакат к фильму Дзиги Вертова работы бр. Стенбергов)

Мельников никогда не работал с Таировым как сценограф. Но именно Мельников получил заказ - без конкурса - на перестройку интерьеров театра (в первую очередь, зрительного зала) в 1929 году. Сами работы шли годом похоже, видимо в период длительных зарубежных гастролей Камерного в апреле - октябре 1930-го. Фасад в то же время был реконструирован бр. Стенбергами.



Проект фасада Камерного театра, бр. Стенберги, 1927 - из книги С.Хан-Магомедова "Владимир и Георгий Стенберги", М., 2008

Сейчас это здание драматического театра им. А.С.Пушкина на Твербуле, к таировскому Камерному никакого отношения не имеющему.

Вот что писал сам К.М. в процессе работы на проектом для Таирова (из интервью журналу «Рабис» [=«Работник искусства»], №46 за 1929 г.):

« ... Другая моя работа, еще не совсем законченная, это перестройка Московского Камерного театра. Здесь я провожу принцип наибольшего приближения сценической работы к работе зрительного зала. Здесь не будет резкой границы между зрительным залом и сценой. То, что обычно является украшательным элементом - портальная арка сцены - в моем проекте отсутствует. Устроено это так, что форма, разграничивающая зрительный зал от сцены, представляет собою, так сказать, амфитеатр наизнанку: повышение амфитеатра идет не от сцены, а к сцене. Чтобы создать плавность перехода по кривой линии стен зала со сценой, будут устроены две сферические движущиеся сцены, которые позволят менять размеры сценической коробки, и в зависимости от того или иного сценария получится нужного размера сценическая щель ...»

На сайте театра Пушкина находим вот такую историю:

«В 30-е годы вновь был поднят вопрос о реконструкции театрального здания. Оригинальный проект был предложен художником и архитектором Георгием Гольцем. Здание должно было соединять старое помещение Камерного театра с новым. В пристройке располагались зрительный зал на 900 мест, зрительские и сценические помещения, а старая часть преобразовывалась в школу-студию.  Объединяло их общее фойе-музей. А. Я. Таиров видел проект Гольца, однако вопрос о перестройке был отложен, а затем и вовсе сошел на нет.
И все-таки в 30-е годы театр был немного изменен. Перестроили фасад, которому, по проекту архитекторов К. Мельникова и братьев Стенбергов, придали простой и скромный вид.




В 1950 году по заказу Художественного руководителя театра имени Пушкина Василия Ванина здание театра, давно нуждавшееся в ремонте, перестроили во вкусе эпохи. В отделке появился пунцовый бархат и позолота, огромная хрустальная люстра и герб СССР над сценой. Зал и сцена стали выглядеть более традиционно."




Однако фасад Театра остался практически без изменений:




В 1930 сам Мельников увлекся театральными зданиями не на шутку - вслед за Камерным театром последовал конкурсный проект театра имени МОСПС в Каретном ряду (1930) на три тысячи мест (не был реализован). Видимо, Камерный был лишь пробным шаром.
[Ужасная аббревиатура МОСПС - это Московский областной Совет профсоюзов].

Идея театра МОСПС исходила из представления самого К.М. о  театре как динамическом искусстве, в котором в движении находится не только артист, его голос, происходит смена действий, света но и сам зритель, чтобы приблизить его к театру, находится в движении.
Итак, только попробуйте представить себе: «семиярусное грандиозное кресло с тремя тысячами зрителей» должно было в ходе спектакля обращаться поочередно к одной из трех сцен!


 


Лучше Хан-Магомедова не скажешь (книга « Сто шедевров советского архитектурного авангарда», М., 2004):
«Первая сцена - с обычным поворотным кругом, на второй вертикально перемещаются горизонтальные площадки, а третья имеет в верхней части на горизонтальной оси «колесо», к ободу которого подвешены горизонтальные площадки (как кабины «колеса обозрения»). В качестве четвертой сцены может использоваться центральная часть партера.»

Это движение зала плюс смена декраций - быстро, много и разнообразно (включая сцену с живой водой для «Садко», «Лоэнгрина», «Русалочки» и прочих) позволило зрителю, как сказал сам К.М., «быть свидетелем невероятных скоростей перемещения действий и остаться самому при этом живым и невредимым» :-)))).



 


Сам театр по виду напоминал гигантский кинопроектор, и обращался не только к зрителям внутри, но и к прохожим снаружи - стены за сценами были трансформируемы (вспомним ту же идею со стеной позади сцены в клубе в Ликино-Дулево), что видно на рисунках. Обратите внимание на выкатную пушку и паровоз:


 


Кстати, кино К.М. тоже был не чужд - после успеха с павильонами СССР в Париже (1925) и Салониках (1926) он начинает на короткое время начинает преподавать в Техникуме кинематографии и руководит там декорационной мастерской. Взаимодействие кино и архитектуры очень привлекали его - в ноябре 1926 года он даже написал набросок на эту тему. Но это уже совсем другая история.

P.S. За рисунки и планы театра МОСПС спасибо тов. Хан-Магомедову и г-ну Фредерику С. Старру. А фото макетов взяты, как всегда, из книжки 'Konstantin S. Mel'nikov and the Construction of Moscow'.

интерьеры, Камерный театр, кино, Александр Веснин, театры, театр МОСПС, Таиров, братья Стенберги

Previous post Next post
Up