От штрафной до заворотной - русские питейные традиции!

Apr 02, 2024 08:03

Если собрать в одну кучу все правила, традиции и обязательные действия, сопровождающие любое застолье, то у человека непосвященного (того же самого иностранца) может легко пойти кругом голова.


Опоздал - вот тебе штрафная. Не хочешь пить? Нельзя, нанесешь тем самым оскорбление хозяевам, да и гостям заодно. Уважил компанию и выпил стопку - прекрасно. Только руки прочь от еды - после первой не закусывают! Произносишь тост - выпивай до дна. Слушаешь тост - тоже до дна. Собрался домой - а на посошок? Причем, посошок - это тебе еще повезло, так как он стоит под номером 6 в череде "прощальных" рюмок. И если о предыдущих пяти еще как-то можно забыть, то от стременной, седельной и заворотной отвертеться никак не возможно.

Одним словом, традиций много и не всегда понятно откуда они взялись, ведь не из головы же русский народ придумал все эти закурганные и стременные? На самом деле русские питейные традиции - это как винегрет, образованный из обычаев, родившихся в разные исторические эпохи.
Штрафная

Историки говорят, что обычай пить штрафную рюмку придумал Петр I, который очень не любил опоздавших. Вернувшись из поездки по Европе, царь ввел на Руси ассамблеи, которые были неким прообразом великосветских балов. На ассамблеях положено было танцевать, вести беседы, есть и пить. Воспитанные в патриархальных традициях бояре считали подобное времяпровождение неприличным, но отказываться от него было нельзя - прогульщики рисковали навлечь на себя монарший гнев.

Нарушением считалось и опоздание на ассамблею. Такому человеку наливался огромный бокал "хлебного вина", а по сути дурнопахнувшего спирта. Причем, тара напоминала своей формой красное пожарное ведро - поставить такой бокал на стол можно было только вверх дном, предварительно осушив его.

А вообще наказывать штрафом за опоздание придумал не Петр, а древние греки. В античные времена существовали правила этикета, когда опоздавший гость должен был уплатить хозяину штраф. Правда, речь шла о монетах, а не об алкоголе.
За здоровье

В ту пору, когда перестал существовать Советский Союз, а РФ широко открыла все границы, в страну хлынул поток иностранных туристов. Наверное, первой фразой, которую они запоминали на русском, был тост "На здоровье!". Здоровье и водка - понятия сложносовместимые, но это сейчас, когда водкой зовется 40-градусный спиртовой напиток.

А вот в эпоху Ивана Грозного водками было принято называть лекарственные настойки и снадобья. И пили их не утехи ради, а здоровья для. Вот так и родился самый известный русский народный тост.
После первой не закусывают

А это действие сложно назвать традицией, поскольку обычай не закусывать после первой рюмки возник сравнительно недавно по историческим меркам. А именно во второй половине XX века. В 1959 году на экраны страны вышел фильм Серея Бондарчука "Судьба человека". В нем была сцена, когда главному герою немцы перед расстрелом наливают стакан водки. Андрей Соколов в исполнении Бондарчука отказывается закусить, говоря: «Я после первого стакана не закусываю». Он голоден, и немец прекрасно это знает, но наш герой не хочет показывать свою слабость врагу.

Не совсем веселый и правильный обычай, но он у нас укоренился, заняв прочное место в череде остальных питейных традиций.
Пить нужно обязательно

Настойчивое желание напоить гостя - это то, что до сих пор вводит иностранца в ступор. Ну зачем уговаривать и даже угрожать обидой человеку, который не хочет пить? А ведь это не проявление какого-то упрямого радушия, это в нас говорит еще древнерусская традиция, которая пошла с тех времен, когда пили только по большим праздникам.

Делали это сообща, либо княжеской дружиной, либо всем белым светом. Про вино и водку тогда слыхом не слыхивали, а на стол выставлялись самодельные напитки - брага да медовуха. А поскольку таких праздников в году было не так много, то и отказываться выпивать на них было не принято.
Тосты

Обычай произносить застольные краткие речи, как считают историки, возник из-за того, что питьё водки (именно водки) считали на Руси занятием непочтенным. Ее пили не для удовольствия, а для опьянения. И если человек пил, то должен был хотя бы ритуально демонстрировать какое-то благое намерение. Оно высказывалось вслух и присутствующие рядом к нему присоединялись, ударяя рюмками, кружками и стаканами. Именно по этой причине у нас в России одиночное пьянство происходит без тостов и прочно ассоциируется с алкоголизмом.

Впрочем, есть и другая версия. Тост - это отражение повода дружеской встречи и демонстрация радушия и радости. Подтверждением этому может служить тот факт, что на печальных мероприятиях не принято произносить тосты и чокаться.


Десять прощальных

И вот мы подобрались к самой распространенной и, наверное, чисто русской традиции - пить на посошок.

Как уже было сказано выше, "посошок" - это середина ритуала. Если гость собирался в дорогу до своего дома, то ему следовало выпить вместе с хозяином 10 рюмок. Зачем? Это был своего рода "тест", который определял способность человека самостоятельно добраться до дома. Малейшая нетвердость на любом этапе означала, что гостю лучше не уходить, а остаться ночевать. Итак, вот эти "именные" рюмки:

  • Застольная. Начинается процесс провожания еще за столом после озвучивания гостем намерения отправиться домой. И застольная рюмка пьется в знак уважения к остающимся;
  • Подъемная. Ее надо выпивать сразу после выхода из-за стола. Еще пока дверь закрыта, народ сидит и никто никого не провожает по-настоящему. Фактически подъемная от застольной отличается только тем, что собравшийся уходить пьет ее стоя;
  • На ход ноги. Тут все понятно - за твердую походку. Пьется тоже стоя, после того как гость надел верхнюю одежду;
  • Запорожская. Только гость переступил порог помещения, где происходило застолье, это дело обязательно надо было отметить очередной рюмкой, которая символизировала собой новый этап в проводах;
  • Придворная. Тут тоже все понятно. Пилась придворная рюмка как только гость выходил на свежий воздух. В наших современных условиях ее можно соотнести с выходом из подъезда;
  • Посошок. А эта рюмка напрямую связана именно с посохом. Раньше с ним по селам и деревням путешествовали странники - уважаемые люди, ходившие по белому свету не от безделья, а от потребности душевной. Вот и существовала традиция после того, как приютил странника на ночлег, наливать ему на прощание рюмку, которую было принято ставить на верхний утолщенный срез посоха. А в ряду "прощальных" рюмок "посошку" отвадилось очень важное место. На посох по-прежнему ставилась чарка, и если гость ронял ее, выпивал не полностью или проливал, то его полагалось оставить ночевать в гостях;
  • Стременная. Если испытание "посошком" было пройдено, то перед тем, как поставить ногу в стремя седла верного коня, выпивалась седьмая рюмка;
  • Седельная. А эту чарку нужно было выпивать сидя уже в седле. Держишься прямо - молодец. Шатаешься, как гнилая жердина в частоколе - слезай, со двора тебя никто не выпустит;
  • Приворотная. Следующее испытание. Очередная рюмка наливалась после того, как гость верхом на лошади проехал от коновязи до ворот дома. Если эти 10-20 метров он преодолел нормально, то перед тем, как открыть ворота, получал следующий "заряд" прощальной очереди;
  • Заворотная. Пилась за то, что гость все-таки сумел выехать за ворота дома. Она была финальной чаркой. Если человек сумел преодолеть все предыдущие испытания, то от заворотной ему плохо уж точно не станет.

Это далеко не все русские питейные традиции, но рамки статьи не позволяют остановиться на них подробно. Это и обычай делить выпивку "на троих", и занюхивать рукавом, и не наливать через руку, и не оставлять на столе пустых бутылок. Но это уже обычаи, которые укоренились в русской питейной культуре сравнительно недавно.
Previous post Next post
Up