Латвия - самое слабое звено в безопасности НАТО в регионе

Aug 21, 2023 07:01



Именно граница Латвии, а не Литвы или Польши, представляет наибольшую опасность для безопасности альянса НАТО, считает военный эксперт, майор запаса литовской армии Дарюс Антанайтис (на фото). По его словам, это можно объяснить как безопасностью границ, так и этническим составом населения, пишет портал Jauns.lv.

Симпатия к советской империи

«Прошла треть века, но они по-прежнему испытывают симпатию к советской империи, хотя большинство из них даже не родились во время советской оккупации», - заявил о настроениях русскоязычных латвийцев Антанайтис в программе «Laba diena, Lietuva» ("Добрый день, Литва") литовского общественного телевидения LRT.

А латвийской армии, по мнению военного эксперта, не дали возможности развиваться как надо.

Он пояснил, что опасность захвата Сувалкского коридора (100-километрового отрезка суши между Беларусью и Калининградской областью, проходящего по литовско-польской границе) ныне не столь актуальна. После вступления в НАТО Финляндии и отчасти Швеции Балтийское море стало внутренним морем североатлантического блока, поэтому военные силы из Европы в страны Балтии могут прибывать теперь не только по суше из Польши, но и морем.

Пугать себя группой Вагнера тоже необходимо перестать, считает майор запаса. Лучше обратить внимание на Латвию, которая находится в гораздо более опасном положении. Связано это, прежде всего, с этническим составом восточных приграничных районов.

«Например, если бы мы поехали в Даугавпилс и ходили бы там по улицам с украинским флагом, думаю, без физического конфликта мы бы оттуда не ушли», - считает Антанайтис.

Как Даугавпилс (Двинск) стал латвийским

Отмечу, что Даугавпилс (в прошлом Двинск, Динабург, Борисоглебск), второй по величине и значению город Латвии на юго-востоке республики, 11 августа 1920 года (по Рижскому мирному договору между большевиками и правительством Латвии) вместе с прилегающими районами, как и другие города и уезды бывшей Витебской области Российской Империи, отошел к Латвийской Республике, которой с начала года в военных операциях помогала Польша.

В договоре, в частности, говорилось, что правительство Советской России во главе с Лениным "признаёт безоговорочно независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского Государства и отказывается добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле".

А Латвия обязалась не поддерживать белогвардейское движение в обмен на дипломатическое признание, уступку части кораблей и имущества Балтийского флота, имущества России на территории Латвии и торговых судов в латвийских территориальных водах, признание перехода к Латвии территорий в Витебской губернии и дополнительно - части территории Псковской губернии.

Таким образом в состав Латвии вошли бывшая Курляндская губерния, южная часть Лифляндской губернии (Рижский, Венденский (Цесисский), Вольмарский (Валмиерский) уезды и большая часть Валкского уезда), северо-западная часть Витебской губернии (Двинский (Даугавпилсский), Люцинский (Лудзенский), Режицкий (Резекненский) уезды и 2 волости Дриссенского уезда) и часть Островского уезда Псковской губернии (в том числе город Пыталово).

По договору большевики выплатили Латвии 4 млн рублей (3 096,9 кг) золотом из золотого запаса Российской Империи, что явилось основой золотого запаса ЛР, и на декабрь 2018 года составляло половину этого запаса (7 700 кг, из которых 1 100 кг передано в резерв Европейского Центробанка). Такие данные приводятся в Википедии.

В Даугавпилсе почти половину жителей составляют русские. Латышей, включая латгальцев - коренных жителей этих мест, - 21%. Поляков - 12,76%, белоруссов - 7,09%, украинцев - 2,49%

Риск провокаций

Но возвратимся к суждениям литовского военного эксперта.

По сравнению с Литвой, в Латвии значительно больше русскоязычного населения, которое также иногда менее интегрировано. И это - благодарная среда для провокаций. Большая часть русскоязычной общины Латвии проживает в приграничных районах, в том числе на границе с Беларусью, но и в Риге есть значительная часть людей, которые не поддерживают Латвию как независимое государство, считает Антанайтис.

Поэтому, по его словам, Латвия является самым слабым звеном в цепи. Не Сувалкский коридор и не Польша или Литва. Именно в Латвии существует наибольший риск провокаций, и миграционный кризис на латвийско-белорусской границе - одна из них.

Какое направление для атаки выбрали бы РФ и Беларусь

Не "Сувалкский коридор", а дорога, ведущая через Вильнюс, в Каунас, в Мариямполи, в Каралючи (Калининград) была бы гораздо интереснее для русских или белорусов в Литве. Особенно дорога через Белосток (Польша), которая еще шире, замечает литовский военный эксперт.

Говоря о Даугавпилсе, Антанайтис советует помнить об истории.

«Русские всегда атаковали со стороны Даугавпилса и Зарасая (город у литовско-латвийской границы - Прим. К.М.)», - говорит он, призывая просто посмотреть на карту и перейти от своих страхов к прагматизму и хладнокровному расчету.

С военной точки зрения, в Литву фактически ведут две дороги: одна - через Даугавпилс и Зарасай, другая - через Вильнюс. Все, более серьезных способов нет. Поэтому на Даугавпилс стоит обратить внимание. Если бы была полномасштабная война с Россией, то это был бы один из самых реальных маршрутов, по которому российские войска могли бы атаковать, прогнозирует майор запаса.

"Вооружение Латвии довольно слабое"

По мнению Антанайтиса, Польша и Литва лучше подготовлены, а вот вооружение Латвии довольно слабое.

Он напоминает: когда в Украине началась полномасштабная война, Латвия пожертвовала сравнительно небольшие вещи - разные квадрациклы, что-то легкое, маленькое, дешевое. "После этого были закуплены самоходные гаубицы М109, которые сильно устарели".

По вопросу сотрудничества Литвы и Латвии майор также настроен сурово: «Мне очень не хотелось бы, чтобы наша страна пошла по пути Латвии, например, в плане армии или строительства границы. Просто я не смотрю на то, что делает мой сосед, а думаю о том, что полезнее для моего дома, моей семьи. Если сосед вбивает гвоздь в стену, это не значит, что я тоже должен вбивать этот гвоздь в стену. Потому что, может быть, мне это вообще не нужно».

Польша, НАТО, Литва, Россия, на злобу дня, интервью-статьи, Латвия, Ленин, Беларусь

Previous post Next post
Up