"Шулера́" (около 1594 года) - картина итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо. Оригинал с 1987 года хранится в Художественном музее Кимбелла (Форт-Уэрт, Техас, США).
Новый разбор в стихах очередного известного фразеологизма:
Почему фальшивка - это липа,
А не дуб, берёза или клён?
Потому что будет шито-крыто,
Если дуб на липу заменён.
Липа мягче и куда дешевле,
Но под краской не понять на спор
В липовом и хитроумном деле
Из чего и мебель, и декор.
Интерьеры с дорогой лепниной,
С позолотой, золотым литьём -
Часто из дешёвой древесины,
Но мы липу вряд ли узнаём…
Так же мазь - липо́к* скрепляла карты,
Шулер выбрать мог из двух одну,
Жертве было невдомёк в азарте,
Что стремится прямиком ко дну.
Или же "девятки" на "десятки"
Вмиг меняли, прилепив значки
С требуемой мастью. Эти «прятки»
Добавляли нужные очки*.
Если надо, их сбивали ловко
Картой, словно лезвием поддев,
Липовое дело - подтасовка,
С липой и липко́м похожий блеф*.
29 ноября 2022 (С) Карен Маркарян
*липок - немаркая мазь из свечного сала и белого воска
*Фокус с изменением достоинства карты проходил, пока на картах не появились ещё и цифровые обозначения с двух сторон
*слово "липа" - праславянское. Дерево так назвали из-за его липкого сока. Отсюда и липкий, лепить. Вот и на блатном жаргоне выделяют эти свойства, хотя речь и не о дереве: "лепить" - придумывать, привирать, вдохновенно врать. "Лепить от фонаря", "лепить горбатого", "лепить горбуху", "лепить горбатого к стенке" - выдавать себя за другого; играть другой картой...