Староверы не были первыми русскими на землях нынешней Прибалтики, но они сумели упрочить основы местных русских общин, пронесли свои традиции и веру сквозь века. Вот и сейчас без громких лозунгов сопротивляются попыткам ассимиляции, когда гонения переживает уже не старообрядческая церковь, а русская школа.
Представители молодого поколения Древлеправославной церкви у деревянного храма в поселке Липушки в Латгалии - историческом латвийском крае, где селились старообрядцы вслед начавшимся гонениям после реформ патриарха Никона в середине XVII века. Фотоколлаж и снимки автора.
Когда меня в 2019 году пригласили поехать с группой латвийских староверов в Латгалию (историческую область республики, граничащую с Россией, Белоруссией и Литвой), где до сих пор сохранились церкви служителей Древлеправославия, я, не задумываясь, согласился. Поехал и в 2020-м, когда летом ковид практически полностью отступил. Те поездки с участием в богослужениях по старому обряду, как это происходило еще в Древней Руси, вызвали в дальнейшем повышенный журналистский интерес. Спросите, что же такого притягательного в староверах?
Поселок Липушки у озера Разнас
- Древлеправославные общины - как команды или даже больше, как семьи. Вместе молятся, вместе трудятся, вместе отдыхают, - объясняет рижский предприниматель из староверов Борис Алексеенко. -- Церковную службу у староверов всегда организует община. Так происходит и во время поездок в Липушки -- знающие друг друга люди ведут службу от начала и до конца, когда уже не первый год все больше детей староверов служат на клиросе (место для певчих в церкви на возвышении по обеим сторонам перед иконостасом. - Прим. авт.).
Борис Алексеенко. Фото атора
Сделаю небольшое пояснение по поводу Липушек. Это - поселок городского типа с таким поэтичным названием (прежде - староверческая деревня). Здесь всего-то осталось 250 человек. Поэтому во время поездок в Латгалию рижские староверы обязательно приезжают сюда, чтобы с немногими местными прихожанами провести службу в небольшом деревянном храме, поставленном здесь еще в 1893 году.
В другое время из краевого города Резекне (Режица - уездный город Витебской области в Российской империи) в Липушки наведывается наставник (общины староверов возглавляются духовными наставниками), чтобы жил храм с намоленными старинными иконами и тремя колоколами, которые не удалось конфисковать немцам во время Второй мировой войны. Во время немецкой оккупации в одну из ночей староверы сняли колокола и спрятали их в самом большом озере Латвии Разнас, у которого и находятся Липушки, как и многие другие бывшие древлеправославные деревеньки.
Об этом подвиге во имя веры напоминает скол на краю чаши одного из колоколов, магию звучания которых не передать словами. Перебираешь по очереди руками две веревки, ведущие к языкам колоколов, а следом нажимаешь ногой на деревянную педаль, от которой веревка задействует язык третьего колокола - и часовенка храма наполняется глубинным перезвоном, задевающим все струны души и разносящим по округе чистые звонкие переливы…
А в самой моленной пахнет свечами, женщины выстраиваются слева от алтаря, мужчины - справа. Разбирают сшитые цветные подрушники - для земных поклонов. Если спина плохо гнется, можно положить коврик на скамью перед собой… С непривычки - «упражнение» не из простых…
Факты и цифры
В Латвии более 60 старообрядческих общин, объединяющих 60-65 тысяч староверов, большинство из которых живут в Даугавпилсе и других городах Латгалии и Земгале - исторических областях республики.
Рижская Гребенщиковская старообрядческая община - крупнейшая в мире беспоповская старообрядческая община, принадлежащая к Древлеправославной Поморской церкви.
В Латвии более 70 древлеправославных церквей, часть их не действует, 15 включены в список охраняемых памятников.
Мой полный материал о коде русского человека, о том, когда в Европе начала зарождаться русофобия, об истории Древлеправославия на территориях Лифляндии, Курляндии и Эстляндии, и о сегодняшнем дне
можете прочитать на сайте Земляки.